IPO в бизнесе – что это такое, как заработать, как разместить акции на бирже, выход на фондовый рынок


Что же такое IPO

IPO (Initial Public Offering) – это первичная публичная продажа акций.

Размещение акций на бирже — по-настоящему большое событие для компании и выгодный шанс для инвесторов.

Ценные бумаги компании попадают на рынок, где их могут купить крупные инвестиционные игроки.

Зачем компании выходят на IPO

  1. Получить дополнительные деньги от инвесторов для дальнейшего развития.
  2. Акции, размещенные на публичных площадках, потом можно использовать как актив при расчетах. Например, компания может взять кредит под залог своих ценных бумаг.
  3. Выход на IPO делает компанию более статусной и позволяет узнать объективную (рыночную) стоимость ее бизнеса.

[Для инвестора участие в IPO более рискованный способ заработать, чем покупка акций на вторичном рынке, зато более прибыльный]

Минимальный порог входа

  • Заявки принимаются от суммы $2 000
    . Не все инвесторы могут себе такое позволить.
  • Однако все чаще брокеры собирают пул инвесторов (в том числе частных)
    и участвуют в инвестициях коллективно.
    В таком случае, порог входа может быть относительно небольшим — примерно $50.

Выгода инвесторов от IPO

Компания заинтересована не только в том, чтобы привлечь максимальный капитал, но и в том, чтобы инвесторы смогли заработать. Это важно для построения долгосрочных отношений с акционерами.

Именно поэтому первоначальная цена акций обычно указана с дисконтом по отношению к справедливой цене. Таким образом, после размещения ценные бумаги растут в цене, и инвесторы имеют возможность получить прибыль.

Результаты инвестирования в IPO Глеба Задоя на 26.06.2020 год

Риски инвестора

  • Период Lock up
    (обычно 90 дней) во время которого акции после размещения «заморожены» и их нельзя продать.
  • Точная торговая цена акций неизвестна
    до непосредственного проведения IPO — компания дает только примерный диапазон цен. К слову, окончательная цена редко выходит за рамки этого диапазона.
  • Частичное исполнение заявок
    . Если спрос на акции превышает предложение, эмитент может одобрить только часть заявки. Например, инвестор подал заявку на $4000, но из-за высокого спроса ему одобрили только 50% от сделки и он получил акции на сумму $2000.

Кстати, стартапы часто работают себе в убыток. И это нормально! Компания для того и выходит на биржу, чтобы привлечь дополнительные средства. Перед тем, как вкладываться в акции перед первичным размещением компании, важно проанализировать темпы ее развития и перспективность.

Этапы реализации ИПО

После того, как принято решение о выпуске облигаций нужно быть готовым к выполнению ряда мероприятий. Айпо реализуется по следующей формуле:

  1. Предварительная.
    Во время нее происходит оценка структуры активов и корпоративного управления, эффективность и финансовое положение дел. Важно рассчитать по какой расчетной стоимости выпускать ценные бумаги, в каком количестве, обозначить будущую капитализацию предприятия. Необходимо понимать степень информационной и финансовой прозрачности, что привлечет вкладчиков, обеспечив высокий уровень доверия с их стороны. Предварительный период может занять от полугода до нескольких лет.
  2. Подготовительная.
    Происходит разработка инвестиционного меморандума для потенциальных партнеров, выбирается андеррайтер и фондовая биржа, где будут размещены ценные бумаги. Готовятся и подаются документы официальному регулятору, в России – это ЦБ РФ. Инвестиционный банкир производит оценку активов эмитента, определяет параметры будущего ИПО. Он же занимается подготовкой меморандума. В документ включается информация о компании, ее финансовой отчетности, руководстве, дивидендной политике. В свою очередь коммерческая организация обязана обосновать, для чего она планирует привлечь дополнительные средства. В случае одобрения инвестиционного меморандума назначается дата мероприятия, осуществляется реклама, с целью повышения интереса со стороны потенциальных приобретателей облигаций. Представители фирмы проводят встречи с будущими покупателями акций, обозначая преимущества, раскрывая финансовые показатели, уровень ликвидности.
  3. Основная. Андеррайтер составляет книгу заявок, куда вносит инвесторов еще до начала официальных торгов. На основании собранных предложений о покупке обозначается стоимость ценных бумаг и их количество. Инвестиционный банкир обладает правом в первоочередном порядке купить акции до ИПО. Поэтому у этих «биржевых игроков» есть интерес провести эффективное ИПО, вложив деньги в прибыльный бизнес.
  4. Завершающая. Ценные бумаги начинают обращение на фондовой бирже после официального разрешения (листинг). Первые торги покажут, насколько востребованы бумаги, было ли эффективным ИПО. Когда стоимость акций соответствует реалиям рынка, эмитент может сформировать положительную репутацию среди вкладчиков, с последующим повышением капитализации.

Про

IPO в России

По сравнению с американским рынком IPO, на котором проводят до 250 размещений ежегодно, в России это направление развито слабо. Причиной этому являются многие факторы, например:

  • с точки зрения объемов рынок облигаций в нашей стране более развитый
    , чем рынок акций;
  • правительство активнее развивает долговой рынок
    ;
  • слабый финансовый рынок в целом.

Тем не менее, российские компании практикуют выход на IPO. Есть как удачные примеры, так и не очень:

↑ HeadHunter

. 9 мая 2022 года отечественный сервис по поиску работы успешно разместил свои акции на американской бирже Nasdaq — в первые 10 минут торгов стоимость одной акции выросла с $13,5 до $15,07. На 26.06.2020 акции компании торгуются в диапазоне $23,36.

↓ ВТБ

. В 2007 году крупнейший российский банк провел IPO с обещанием «золотых гор» своим инвесторам. В итоге банк разместил акции по цене 13,6 коп., на 26.06.2020 одна акция торговалась на уровне 0,035 руб.

Как узнать, когда компании выходят на IPO

Существует два варианта узнать, когда компания выходит на IPO.

  1. Для профессионалов
    . Внимательно следить за анонсами компаний на официальных сайтах, следить за «слухами» (новости в СМИ), просматривать специализированные ресурсы.
  2. Для новичков
    — ищите информацию у брокеров, которые предоставляют услуги участия в IPO частным лицам. Начинающий инвестор вряд ли сможет проанализировать объемные проспекты эмиссий, а брокерские компании зачастую сотрудничают с опытными аналитиками, которые делятся этой информацией.

Рынок IPO: Российский, Американский, Народный

IPO отечественные компании проводят крайне редко. Пик пришелся на середину 00-х — начало 10-х годов. А в 2017-2018 годах на IPO не выходила ни одна российская компания. Тишину нарушила компания HeadHunter, которая собрала $220 млн. на NASDAQ.

После нее в последние 2 года на биржу вышли:

  • разработчик игр «Kismet Acquisition One Corp»;
  • судоходная ;
  • застройщик «Самолет»;
  • ритейлер «Ozon»;
  • сеть дискаунтеров «Светофор»;
  • сеть магазинов «Fix Price».

В ближайшие годы о намерении выйти на биржу также заявили более 22 компаний. Ниже самые ожидаемые из них:

На картинке изображены компании, которые планируют выйти на IPO в 2021-2022 годах

Что касается американского рынка, то, как говорилось в самом начале, предыдущие 10 лет бума венчурных инвестиций дали свои плоды. Только за 2022 год на биржу вышли 473 компании и по данным Bloomberg показали среднюю доходность более 35% в первый день размещения.

На картинке изображены самые успешные IPO 2022 года на американском фондовом рынке

Также нужно упомянуть про так называемое «народное» IPO. Этот термин редко фигурирует в медиа, но в истории российского инвестиционного тренда отпечатался глубоко и надолго.

Ключевое отличие «народного» IPO в том, что акции могут купить только граждане страны, где «прописана» компания. Это нормальная практика для госкомпаний, которые не планируют строить бизнес за рубежом и фокусируются на внутреннем рынке.

Наиболее впечатляющим «народным» IPO можно назвать выход на биржу банка ВТБ. Как это было:

На картинке изображено каким было народное IPO банка ВТБ. Доходность с 2007 по 2022 годы.

Компания справилась со своей задачей. В ходе IPO было собрано $7.98 млрд., но более 130 000 инвесторов потеряли на этом около 50% от вложенного капитала.

Как принять участие в IPO

«Чтобы принять участие в IPO есть по сути всего 2 варианта, которые не сильно отличаются между собой.

Принципиальный момент это минимальная сумма заявки.

Если вы считаете, что инвестировать в IPO очень рискованно, то вы ошибаетесь. Весь секрет состоит в том, что нужно вкладываться сразу в несколько, тогда ваш доход будет фантастическим, а риски минимальные. Поскольку не все инвесторы могут принять участие в размещении, при открытии торгов на бирже появляется большое количество желающих купить акции новой компании. Наличие большого спроса обеспечивает рост цены на эти акции.

Если у Вас на участие в IPO есть всего несколько сотен или пару тысяч долларов, то Вам в United Traders. Ссылка для регистрации

Если у Вас есть хотя бы $5 000 на участие в IPO, то есть смысл участвовать через Freedom Finance. Здесь можно подать заявку на сумму от $2 000 на одно IPO. Ссылка для регистрации

И там и там подача заявок происходит в пару кликов на сайтах компаний.

Закрытие позиций после завершения lock-up периода у UT — автоматически, а у FF придётся закрывать самостоятельно.

По комиссиям FF чуть выгоднее UT.

Аллокация по опыту у FF немного выше, чем у UT, но не факт, что конкретно у Вас будет так же. Размер аллокации для каждого инвестора разный. Выбор брокера «упирается» только в ту сумму, которую вы готовы инвестировать.»

Преимущества и недостатки ИПО для инвесторов

Р

азмещение векселей развивающихся коммерческих субъектов рынка, безусловно привлекает потенциальных партнеров. Мероприятие выгодно для инвесторов. Главным плюсом является то, что появляется возможность купить активы перспективного предприятия или организации, а значит выгодно вложить финансы. Приобрести ценные бумаги эмитента может любой желающий, если присутствует нужная сумма, независимо от того какие у него отношения с руководством фирмы. Часто такое вложение финансов сулит приличные дивиденды.

Любое биржевое мероприятие имеет нюансы. Существуют минусы и для инвесторов, участвующих в ИПО. Это риски, связанные со стоимостью облигаций эмитента. Нередко после их покупки, их цена не растет вверх, а иногда даже падает. Есть немало примеров неудачного ИПО. Так «Ксиоми» в 2022г. разместила свои облигации по 17,6 долл. Гонконга, а через 24 месяца их стоимость упала до 12,7 долларов. Бумаги «Фейсбук» были выпущены по 38 долларов, но после начала торгов упали на 20%, вернувшись к исходным значениям только через два года.

Наглядным примером ИПО была продажа облигаций банка ВТБ, которые торговались изначально 38 копеек за штуку. В последующие два года упали до 3 копеек. Сейчас они торгуются по цене в 2 раза меньше чем начальная.

Существуют определенные ограничения для участия инвеститоров в торгах. Участвовать в них могут только квалифицированные инвесторы. Не существует гарантии в том, что заявку удовлетворят в полном объеме. Андеррайтер может проигнорировать ее или частично реализовать. Но также предусмотрены высокие комиссионные для брокеров при заключении сделки.

Про

Сравнение брокеров

Мин. порог Комиссия на вход Комиссия на выход Комиссия на прибыль Закрытие сделок
Freedom Finance от $2000 3-5% 0,5% Вручную
United Traders от $50 3% 1,75% (От суммы продажи) 20% Автоматом
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: