Обзор и тестирование видеокарты ASUS ROG Strix RX 470 OC 4 Гбайт

Обзор и тест видеокарты ASUS Radeon RX 470 Strix 4Gb

Вокруг видеокарты AMD Radeon RX 470 развернулось достаточно много обсуждений: кто-то утверждает, что видеокарта станет хитом за счет отличного соотношения цены и производительности, другие считают, что приближенные результаты к RX 480, которая в свою очередь может потягаться с GeForce GTX 970, выдвигают ускоритель вперед. Тем не менее, этот спор об одном – о том, что ускоритель RX470 довольно хорош, но с разных сторон.

Не стоит забывать, что каждый нереференсный образец имеет свои плюсы и минусы, а каждый производитель старается делать упор на собственные новшества.

К нам в руки попала Radeon RX 470 STRIX в исполнении ASUS, вот мы и проверим о том ли вообще спорит сообщество, да и расскажем, что из себя представляет образец.

⇡#Предисловие

Справившись с дефицитом графических процессоров Polaris 10, компания AMD наконец смогла обеспечить своих партнёров чипами, и оригинальные версии Radeon RX 480 и Radeon RX 470 вот уже два месяца как заполонили рынок. Выбор интересных моделей этих видеокарт уже довольно широк, и мы постепенно постараемся познакомить вас с большинством из них, тем более что следующих графических процессоров AMD в среднем классе видеокарт ждать придётся ещё долго.

Первой на очереди будет модель ASUS ROG Strix RX 470 OC, ранее уже побывавшая у нас на тестах, но оставившая больше вопросов, чем ответов.

И самый главных из них: удалось ли ASUS и программистам AMD исправить ситуацию со снижением частот графического процессора в 3D-режиме? Кроме того, сегодня мы протестируем видеокарту на предпоследних драйверах и в новых играх. К сожалению, прямой конкурент в лице GeForce GTX 1060 с объёмом памяти 3 Гбайт так пока и недоступен для тестирования, но шестигигабайтная версия уже вплотную приблизилась к Radeon RX 470 4 Гбайт по стоимости, а версии RX 470 с объёмом памяти 8 Гбайт стоят даже чуть дороже.

Спецификация

  • Производитель: ASUS;
  • Модель: Radeon RX 470;
  • Графический процессор: Polaris 10;
  • Техпроцесс: 14 нм;
  • Частота GPU: 1270 МГц;
  • Кол-во шейдерных процессоров: 2048;
  • Видеопамять: 4 Гб;
  • Тип видеопамяти: GDDR5;
  • Разрядность шины видеопамяти: 256бит;
  • Частота видеопамяти:1650 МГц (6.6 ГГц QDR);
  • Поддержка CrossFire: есть;
  • Порты: 2 x DVI-D,HDMI, DisplayPort;
  • Разъем дополнительного питания: 6-pin;
  • Длина:239мм;
  • Цена: 16500 руб.

⇡#Технические характеристики и рекомендованная стоимость

Технические характеристики и стоимость видеокарты ASUS ROG Strix RX 470 OC приведены в таблице в сравнении с показателями эталонных версиий AMD Radeon RX 480 и AMD Radeon RX 470, где ключевые отличия выделены полужирным шрифтом.

Наименование технических характеристикAMD Radeon RX 480AMD Radeon RX 470ASUS ROG Strix RX 470 OC
Графический процессорPolaris 10 XT Ellesmere (TSMC)Polaris 10 XT Ellesmere (TSMC)Polaris 10 XT Ellesmere (TSMC)
Техпроцесс, нм141414
Площадь кристалла, мм2232232232
Число транзисторов, млн570057005700
Частота графического процессора, МГц3D1120 (1266 – boost)926 (1206 – boost)1250 (1270 – boost)
2D367300300
Число унифицированных шейдерных процессоров, шт.230420482048
Число текстурных блоков, шт.144128128
Число блоков растровых операций (ROPs), шт.323232
Теоретическая максимальная скорость закраски, Гпикс./с40,538,640,6
Теоретическая максимальная скорость выборки текстур, Гтекс./с182,3154,4 162,6
Тип поддерживаемой памятиGDDR5GDDR5GDDR5
Разрядность шины обмена с памятью, бит256256256
Эффективная частота работы видеопамяти, МГц3D7 000 / 8 0006 6006 600
2D1 2001 2001 200
Объем памяти, Гбайт4 / 844
Полоса пропускания видеопамяти, Гбайт/с256,0211,2211,2
Пиковая потребляемая мощность в 3D режиме работы, Вт3D150120120
2Dн/дн/дн/д
Требования к мощности блока питания, Вт500500500
Размеры видеокарты, мм (Д × В × Т)244 × 102 × 38244 × 102 × 38242 × 129 × 42
Вес, гн/дн/д648
ИнтерфейсPCI-Express x16 (v3.0)PCI-Express x16 (v3.0)PCI-Express x16 (v3.0)
Выходы1 HDMI v2.0b, 3 DisplayPort v1.41 HDMI v2.0b, 3 DisplayPort v1.42 DVI-D, 1 HDMI v2.0b, 1 DisplayPort v1.4
Минимальная розничная стоимость*, руб. 15100 / 17 85012 90014 450

* По данным «Яндекс.Маркета» на 23.12.2016.

Майнинг на RX 470, характеристики

Характеристики графического ускорителя:

  • Процессор — Polaris 10 Pro;
  • Технология изготовления микросхем — 14 Hm;
  • Архитектура — GCN 1,3;
  • Площадь графического ядра — 232 мм²;
  • Число транзисторов — 2048;
  • Поддержка DirectX — DirectX 12;
  • Видеопамять — 4 ГБ/8 ГБ;
  • Эффективная частота памяти — 1650 МГц (4ГБ), 2000 МГц (8 ГБ);
  • Тактовая частота видеопроцессора — 920/1206 МГц;
  • Разъемы для подключения — DisplayPort, HDMI, DVI-D;
  • Дополнительное питание — 8-pin.

Дополнительное питание видеокарты обеспечивает стабильную работу при разгоне. Структура полярис очень практична в «майнинге», поэтому RX 470 остается востребованной несмотря на выпуск более новых серий.

Например, если провести сравнение RX 470 и RX 480 в майнинге, то первая опережает по энергоэффективности. Не говоря уже видеокартах которые производились раньше (R 9 380, R 9 390 и т. п.)

Кроме того, графические адаптеры данной линейки путем нехитрых манипуляций можно превратить в RX 570. Нужны карты одного производителя и с одинаковой памятью. Видеоинструкция по перепрошивке RX 470 в RX 570:

После перепрошивки улучшается эффективность добычи. Учтите, в случае ошибки RX 470 превратится не в 570-ю, а в кирпич. Все действия вы совершаете на свой страх и риск.

Давайте посмотрим, на что они способны в майниге. Учтите, что 470 в отличие от 570 выпускаются только с объемом памяти 4 ГБ и, значит, майнить Эфир с такой же скоростью, как полгода назад они уже не могут. На ETH вы получите от силы 15 MH/s, а может, и 10 MH/s, и то при условии, что ферма работает на Linux (лучше всего использовать Hive OS). На операционной системе Windows будет еще меньше.

Поэтому калькулятор WhatToMine разделил алгоритм Ethash на два столбика. В первом пишется хешрейт для большого Эфириума, а во втором, он так и называется Ethash4GB, скорость хеширования на всех остальных монетах данного алгоритма. Криптовалюта после хард-форка перешла на модернизированный протокол Etchash, но ее показатели хешрейта такие же, как и на остальных монетах алгоритма Ethash. с даг-файлом меньше четырех гигабайт. В январе 2022 года, это единственная криптовалюта на протоколе Ethash4GB, приносящая более-менее существенный доход.

МодельХешрейт на Ethash (MH/s)Хешрейт на Ethash4GB (MH/s)Потреб. Эл. (Вт/ч)КПД на алгоритме Ethash (MHS/W)КПД на алгоритме Ethash 4 GB(MHS/W)
RX 47015271200.1250,220
RX 48029.529.51350,2180,218
RX 570 4GB/8GB17/28281200.1410.215
RX 580 4GB/8GB18/30301400.1280.215
RX 59033331500.220.22

Показатели видеокарты в майнинге

Продуктивность RX 470 майнинг фермы, напрямую связана с хеш-алгоритмом. Калькулятор майнинга помогает выбрать самые выгодные монеты. Несмотря на понижение хешрейта оптимальным вариантом остается монета Ethereum (ETH). За ним идут:

  • Veil-ProgPow (VEIL);
  • Ravencoin (RVN);
  • Beam (BEAM);
  • Ethereum Classic (ETC).

Уже завтра ситуация может поменяться, поэтому нужно регулярно мониторить ситуацию на рынке криптоактивов.

АлгоритмХешрейтПотребление
Ethhash15 Mh/s120 Вт
Ethash 4GB27 Mh/s120 Вт
KawPow12 Mh/s150 Вт
BeamHashIII13.5 H/s120 Вт
CNHaven590 H/s100 Вт
CryptoNightV8660 H/s120 Вт
Aion80 H/s110 Вт
NeoScrypt680 Kh/s140 Вт
BCD6.8 Mh/s120 Вт
TimeTravel107.5 Mh/s120 Вт
X16R4.5 Mh/s90 Вт
Lyra2Z0.4 Mh/s105 Вт
Hex2.0 Mh/s85 Вт
ProgPow6.4 Mh/s130 Вт
X22i3.2 Mh/s120 Вт

Периодически появляются новые перспективные проекты. Хорошо работал майнинг на алгоритме Dagger Hashimoto (Ethash) в дуале с (DCR, MAX, SMART, XVG), но, в 2020 году, эта тема уже не актуальна. Зато появился новый вариант, совмещенный майнинг ETH+Zill ETC+Zill. Это добыча на одном и том же алгоритме.

Проект Зилика в силу специфических особенностей, не требует постоянной работы майнеров. POW-протокол Zill активируется на короткий период, раз в несколько часов, а остальное время майнеры добывают ETH или ETC. На эфире вы практически ничего не теряете и получаете дополнительно несколько монет Zill в сутки.

⇡#Упаковка и комплектация

ASUS ROG Strix RX 470 OC поставляется в небольшой картонной коробке с изображением видеокарты на лицевой стороне, а также наименованием модели и серии. Рядом находятся ярлычок с упоминанием фирменной подсветки ASUS Aura и наклейка с бонусным премиальным доступом к крейсеру «Диана» в игре World of Warships.

На обратной стороне коробки подробно рассказывается обо всех особенностях видеокарты, её программном обеспечении и видеовыходах, а также приведены варианты подсветки.

На одном из торцов коробки можно найти стикер с маркировкой видеокарты серийным номером, номером партии и штрихкодами.

Внутри упаковки видеокарта размещена в центральном отсеке и дополнительно запечатана в антистатический пакет.

В комплект поставки входят компакт-диск с драйверами и утилитами, краткая инструкция по установке, купон к упомянутой выше игре, наклейки на кожух системы охлаждения и стяжки для кабелей.

Как и большинство продуктов ASUS, видеокарта выпускается в Китае, и на неё предоставляется трёхлетняя гарантия. В российских магазинах цена на данную модель начинается с 14 450 руб., что не выше уровня цен оригинальных Radeon RX 470 компаний-конкурентов. А вот за восьмигигабайтную версию ASUS ROG Strix RX 470 OC придётся заплатить на три тысячи рублей больше.

⇡#Дизайн и особенности печатной платы

Дизайн ASUS ROG Strix RX 470 OC выполнен в общем стиле серии видеокарт Strix. Всю её лицевую сторону закрывает чёрный пластиковый кожух системы охлаждения с двумя крупными вентиляторами, который слегка выходит за верхний край текстолита печатной платы.

На обратной стороне никакой защиты нет, поэтому при установке видеокарты на материнскую плату нужно быть аккуратным, особенно если ей предстоит соседствовать с крупногабаритными процессорными кулерами. Неверное движение — и можно запросто лишиться нескольких элементов на текстолите.

Пластиковый кожух кулера частично закрывает видеокарту сверху и снизу, но часть радиатора и тепловые трубки всё же видны.

Сверху на кожухе есть логотип серии ROG, оснащённый подсветкой. Размеры видеокарты составляют 242 × 129 × 42 мм, а весит она 648 граммов.

ASUS ROG Strix RX 470 OC оснащена двумя видеовыходами DVI-D, одним DisplayPort версии 1.4 и одним HDMI версии 2.0b.

Для дополнительного питания видеокарта оснащена одним шестиконтактным разъёмом, расположенным в верхней части кожуха и удобно ориентированным защёлкой наружу.

Отметим, что разъём оснащён двумя светодиодами — белого и красного цвета. Белый светится, когда кабель питания подключён, а красный сигнализирует об отключённом кабеле или каких-то проблемах с питанием. Заявленный уровень энергопотребления видеокарты составляет 120 ватт, а мощность блока питания для системы с одной такой видеокартой должна составлять не менее 500 ватт.

Для крепления системы охлаждения к печатной плате используются четыре винта по периметру графического процессора, поэтому снять её не составило никакого труда.

Далее необходимо открутить ребро жёсткости с верхней кромки текстолита и маленький алюминиевый радиатор с силовой цепи питания графического процессора. Теперь плата ASUS ROG Strix RX 470 OC полностью открыта для изучения.

Печатная плата произведена по фирменной, полностью автоматизированной технологии ASUS Auto-Extreme с постоянным контролем качества и самыми жёстким экологическими требованиями, как, например, бесфлюсовое производство. Минимизация влияния человеческого фактора при производстве печатной платы позволяет повысить уровень качества продукции и увеличить объёмы выпуска.

Что касается силовой части платы, простроенной по технологии Super Alloy Power II, то на питание графического процессора здесь отведено четыре фазы, в которых используются высококачественные силовые транзисторы Dr.MOS, экономичные конденсаторы POSCAP и бесшумные дроссели.

По заявлениям производителя, благодаря данному набору высококачественных компонентов, температуры силовых элементов снижены — максимум на 20 %, ресурс использования увеличен до 90 тысяч часов, вдвое уменьшены шумы и достигнута большая стабильность при разгоне.

Для управления питанием графического процессора на плате используется контроллер Digi+ VRM (чип ASP1106).

Ещё по одной фазе питания, состоящей из тех же компонентов, что и у GPU, отведено на видеопамять и силовые цепи.

В качестве контроллера видеопамяти используется микросхема uP1540P.

С правого торца видеокарты можно заметить четырёхконтактный разъём ASUS FanConnect, предназначенный для подключения одного корпусного вентилятора напрямую к видеокарте.

Скоростью этого вентилятора будет управлять сама видеокарта — в зависимости от температуры графического процессора. Настроить зависимость его оборотов от уровня нагрева чипа можно через утилиту ASUS GPU Tweak II.

Графический процессора Polaris 10 нашего экземпляра видеокарты ASUS ROG Strix RX 470 OC выпущен по нормам 14-нм техпроцесса на 22-й неделе 2016 года (начало июня) и имеет площадь кристалла 232 мм2.

Напомним, что он содержит 2048 унифицированных шейдерных процессоров, 128 текстурных блоков и 32 блока растровых операций (ROP). Что касается частоты GPU в 3D-режиме, то она заявлена на отметках 1250 МГц и 1270 МГц (в режиме OC) — это почти на 35 % выше базовой частоты AMD Radeon RX 470. Однако на самом деле видеокарта не работала на таких частотах графического процессора. Подробности будут немного позже.

Наш вариант ASUS ROG Strix RX 470 OC оснащается четырьмя гигабайтами видеопамяти стандарта GDDR5 — этот объем набран восемью микросхемами, распаянными на лицевой стороне печатной платы. Производит микросхемы компания SKhynix, их маркировка – H5GC4H24AJR R0C.

Если судить по маркировке, эффективная частота таких чипов составляет 6000 МГц, однако память на тестируемой сегодня видеокарте ASUS работает на 6600 МГц, что при 256-битной шине позволит обеспечить пропускную способность 211,2 Гбайт/с.

Обзор аппаратной части ASUS ROG Strix RX 470 OC завершит утилита GPU-Z с характеристиками видеокарты.

Переходим к знакомству с системой охлаждения видеокарты.

⇡#Система охлаждения

Лёгкая и сравнительно компактная ASUS ROG Strix RX 470 OC оснащается системой охлаждения DirectCU II.

В её основе — алюминиевый радиатор, из основания которого выходят две медные никелированные тепловые трубки диаметром 6 мм, проходящие затем сквозь этот же радиатор.

Основание радиатора выполнено по технологии прямого контакта, то есть трубки являются его частью и напрямую контактируют с кристаллом графического процессора. Несмотря на отсутствие зазора на стыке трубок, часть кристалла GPU всё же контактирует с алюминиевым основанием радиатора, что вряд ли положительно сказывается на теплообмене.

Радиатор и печатная плата охлаждаются двумя вентиляторами с крыльчатками диаметром 96 мм, закреплёнными на стойках в пластиковой рамке.

В данной версии ASUS DirectCU II применены вентиляторы с оптимизированным профилем лопастей Wing-Blade, имеющие широкую торцевую кромку, благодаря которой они способны развивать повышенное статическое давление и нагнетать воздушный поток увеличенного объёма.

Если судить по маркировке на статоре, производителем данных вентиляторов является компания Everflow (модель T129215SM).

Скорость вращения вентиляторов регулируется автоматически широтно-импульсной модуляцией в диапазоне от 0 до 2600 об/мин. В 2D-режиме и при минимальной 3D-нагрузке вентиляторы вообще не вращаются, стартуя лишь тогда, когда температура графического процессора доходит до 55 градусов Цельсия.

На системе охлаждения есть подсвечивающийся логотип (куда же без него?), цвет которого регулируется с помощью приложения Aura RGB. Там же можно выбрать один из шести режимов его свечения.

Для проверки температурного режима работы видеокарты в качестве нагрузки мы использовали девятнадцать циклов стресс-теста Fire Strike Extreme из пакета 3DMark.

Для мониторинга температур и всех прочих параметров применялась программа MSI Afterburner версии 4.3.0, а также и утилита GPU-Z версии 1.16.0. Тесты проводились в закрытом корпусе системного блока, конфигурацию которого вы сможете увидеть в следующем разделе статьи, при комнатной температуре 23,9~24,4 градуса Цельсия.

Прежде всего, мы проверили температурный режим работы видеокарты при полностью автоматической регулировке скорости вентиляторов.

К температуре графического процессора, достигшей в процессе тестирования скромной отметки 68 градусов Цельсия, у нас нет никаких претензий, как и к скорости вращения вентиляторов, увеличившейся только до 1740 об/мин. А вот стабильность частоты графического процессора оставляет желать лучшего. В пике она достигает 1208 МГц, а на практике колеблется в диапазоне от 1100 до 1130 МГц — это далеко от заявленных в спецификациях видеокарты 1250/1270 МГц.

Сказать, что видеокарта перегревается, мы не можем, но, возможно, ей не хватает лимита по питанию? Давайте проверим это предположение: увеличим Power Limit до максимума (50 %) и заодно повысим эффективность охлаждения, задав максимальную скорость вращения вентиляторов кулера. Вот что из этого вышло.

Получилось только хуже, поскольку видеокарта работала на 1250 МГц лишь первые два-три цикла теста Fire Strike Extreme, а затем сбрасывала частоту и напряжение, что приводило к явным подёргиваниям изображения и ощутимому снижению производительности. Более того, периодически она не проходила даже тест стабильности 3DMark.

Путём проб и ошибок, а также с помощью найденной на форумах информации мы отредактировали BIOS видеокарты ASUS ROG Strix RX 470 OC, повысив её предельный уровень TDP с 95 до 175 ватт, а также с помощью MSI Afterburner увеличили Power Limit на 22 % и снизили напряжение на ядре на 54 мВ.

Всё это позволило добиться от графического процессора видеокарты ASUS более-менее стабильной частоты на отметке 1215 МГц, и при этом удалось удержать его температуру в норме.

Максимальная скорость (~2520 об/мин)

Разумеется, с такими странностями в номинальном режиме работы о разгоне ASUS ROG Strix RX 470 OC говорить попросту не приходится, поэтому сразу переходим к тестовой конфигурации, методике и непосредственно тестам.

Как заставить работать риг с GPU без видео выходов:

GPU серии Mining Edition поставляются без каких либо видео выходов для снижения себестоимости изделия. Для того, чтобы получить изображение на мониторе, вам нужно подключить HDMI кабель непосредственно к материнской плате и для окончания настройки произвести пару модификаций BIOS. Давайте рассмотрим этот процесс пошагово. (В нашем случае мы использовали материнскую плату AsRock H81 PRO BTC 2.0)

  • Зайдите в BIOS материнской платы.
  • Перейдите во вкладку «Дополнительно (Advanced)«, а затем «Настройки Чипсета (Chipset Configuration)«.
  • В пункте «Первичный графический адаптер (Primary Graphic Adapter)» выберите значение «Встроенный (Onboard)«.
  • Сохраните настройки и выйдите из BIOS.
  • Теперь вы можете выводить изображение на дисплей через материнскую плату. Теперь, если вы откроете MSI AfterBurner вы заметите, что параметр «Напряжение ядра (Core Voltage)» заморожено и вы не можете его изменять. Чтобы это исправить сделайте следующее:
  • Для начала убедитесь, что MSI AfterBurner закрыт, затем перейдите в «Диспетчер устройств->Видеоадаптеры«. Кликните правой кнопкой мыши на «Microsoft Basic Display Adapter» и отключите его. Теперь запустите MSI AfterBurner. Если параметр напряжения ядра все еще заморожен, то вы вероятно забыли разблокировать его в настройках. Просто перейдите на вкладку «Настройки->Общие (Settings->General)» и установите флажки опций «Разблокировать контроль напряжения (Unlock Voltage Control)» и «Разблокировать мониторинг напряжения (Unlock Voltage Monitoring)«.
  • Теперь переходим к следующему шагу.

⇡#Тестовая конфигурация, инструментарий и методика тестирования

Тестирование производительности видеокарт было проведено в закрытом корпусе на системе следующей конфигурации:

  • системная плата: ASUS X99-A II (Intel X99 Express, LGA2011-v3, BIOS 1201 от 11.10.2016);
  • центральный процессор: Intel Core i7-6900K (14 нм, Broadwell-E, R0, 3,2 ГГц, 1,1 В, 8 × 256 Kбайт L2, 20 Мбайт L3);
  • система охлаждения CPU: Phanteks PH-TC14PЕ (2 Corsair AF140, ~900 об/мин);
  • термоинтерфейс: ARCTIC MX-4 (теплопроводность 8,5 Вт/(м·К);
  • оперативная память: DDR4 4 × 4 Гбайт Corsair Vengeance LPX 2800 МГц (CMK16GX4M4A2800C16) (XMP 2800 МГц/16-18-18-36_2T/1,2 В или 3000 МГц/16-18-18-36_2T/1,35 В);
  • видеокарты: NVIDIA GeForce GTX 1060 Founders Edition 6 Гбайт 1506-1709(1886)/8008 МГц;
  • ASUS ROG Strix RX 470 OC 4 Гбайт 1250-1270/6600 МГц (в штатном режиме и после программной модификации);
  • MSI Radeon R9 280X Gaming 3 Гбайт 1050/6000 МГц;
  • диск для системы и игр: Intel SSD 730 480GB (SATA-III, BIOS vL2010400);
  • диск для бенчмарков: Western Digital VelociRaptor (SATA-II, 300 Гбайт, 10000 об/мин, 16 Мбайт, NCQ);
  • архивный диск: Samsung Ecogreen F4 HD204UI (SATA-II, 2 Тбайт, 5400 об/мин, 32 Мбайт, NCQ);
  • звуковая карта: Auzen X-Fi HomeTheater HD;
  • корпус: Thermaltake Core X71 (четыре be quiet! Silent Wings 2 (BL063) на 900 об/мин);
  • панель управления и мониторинга: Zalman ZM-MFC3;
  • блок питания: Corsair AX1500i Digital ATX (1500 Вт, 80 Plus Titanium), 140-мм вентилятор;
  • монитор: 27-дюймовый Samsung S27A850D (DVI, 2560 × 1440, 60 Гц).
  • ASUS ROG Strix RX 470 OC мы сравним с эталонной версией NVIDIA GeForce GTX 1060 Founders Edition и оригинальной MSI Radeon R9 280X Gaming на штатных частотах.

    Версии GeForce GTX 1060 с объёмом памяти 3 Гбайт, являющейся прямым конкурентом Radeon RX 470, у нас в данный момент нет, но в следующих статьях мы надеемся исправить данное упущение. Добавим, что в драйверах GeForce был выставлен приоритет максимальной производительности, а для видеокарты MSI были увеличены до максимальных возможных пределы по питанию и температуре.

    Для снижения зависимости производительности видеокарт от скорости платформы 14-нм восьмиядерный процессор при множителе 40, опорной частоте 100 МГц и активированной на третий уровень функции Load-Line Calibration был разогнан до 4,0 ГГц при повышении напряжения в BIOS материнской платы до 1,2095 В.

    При этом 16 гигабайт оперативной памяти функционировали на частоте 3,2 ГГц с таймингами 16-16-16-28 CR1 при напряжении 1,35 В. Тестирование, начатое 17 декабря 2016 года, было проведено под управлением операционной системы Microsoft Windows 10 Professional со всеми обновлениями на указанную дату и с установкой следующих драйверов:

    • чипсет материнской платы Intel Chipset Drivers – 10.1.1.38 WHQL от 10.12.2016;
    • Intel Management Engine Interface (MEI) – 11.6.0.1039 WHQL от 14.12.2016;
    • драйверы видеокарт на графических процессорах NVIDIA – GeForce 376.33 WHQL от 14.12.2016;
    • драйверы видеокарты на графическом процессоре AMD – AMD Radeon Crimson 16.11.5 от 28.11.2016.

    Уже доступные на момент подготовки статьи драйверы AMD Radeon Crimson ReLive версии 16.12.1 мы не стали использовать, поскольку отрицательных отзывов на них оказалось куда больше, чем положительных, а прироста производительности на практике не было выявлено. Неудивительно, что вышедшая уже после завершения тестов версия ReLive 16.12.2 содержала довольно обширный список исправлений и улучшений, но она будет использована уже в следующей статье.

    Из-за невысокой производительности тестируемых сегодня видеокарт они были протестированы только в одном разрешении – 1920 × 1080 пикселей. Для тестов использовались два режима качества графики: Quality + AF16x – качество текстур в драйверах по умолчанию с включением анизотропной фильтрации уровня 16х и Quality + AF16x + MSAA 4х с включением анизотропной фильтрации уровня 16х и полноэкранного сглаживания степени 4x, в случаях, когда среднее число кадров в секунду оставалось достаточно высоким для комфортной игры. В отдельных играх, в силу специфики их игровых движков, были использованы иные алгоритмы сглаживания, что будет указано далее в методике и на диаграммах. Включение анизотропной фильтрации и полноэкранного сглаживания выполнялось непосредственно в настройках игр. Если же данные настройки в играх отсутствовали, то параметры изменялись в панели управления драйверов GeForce или Crimson. Там же была принудительно отключена вертикальная синхронизация (V-Sync). Кроме указанного, никаких дополнительных изменений в настройки драйверов не вносилось.

    Видеокарты были протестированы в одном графическом тесте, одном VR-бенчмарке и четырнадцати играх, обновлённых до последних версий на дату начала подготовки материала. В сравнении с моим предыдущим тестом видеокарт список тестовых приложений претерпел заметные изменения. Из него были исключены порядком устаревшие и не слишком ресурсоёмкие Battlefield 4, Thief и Sniper Elite III, но включены три новые игры с поддержкой DirectX 12: Total War: WARHAMMER, Gears of War 4 и Sid Meier’s Civilization VI. Так что теперь список выглядит следующим образом (игры и далее результаты тестирования в них расположены в порядке их официального выхода):

    • 3DMark (DirectX 11/12) – версия 2.2.3509, тестирование в сценах Fire Strike, Fire Strike Extreme, Fire Strike Ultra и Time Spy (на диаграммах теперь приведён балл за графику, а не общий);
    • Crysis 3 (DirectX 11) – версия 1.3.0.0, все настройки качества графики на максимум, степень размытости средняя, блики включены, режимы с FXAA и с MSAA 4x, двойной последовательный проход заскриптованной сцены из начала миссии Swamp продолжительностью 105 секунд;
    • Metro: LastLight (DirectX 11) – версия 1.0.0.15, использовался встроенный в игру тест, настройки качества графики и тесселяция на уровне Very High, технология Advanced PhysX отключена, тесты с SSAA и без сглаживания, двойной последовательный прогон сцены D6;
    • GrandTheftAutoV (DirectX 11) – build 877, настройки качества на уровне Very High, игнорирование предложенных ограничений включено, V-Synс отключена, FXAA активировано, NVIDIA TXAA выключено, MSAA для отражений выключено, мягкие тени NVIDIA;
    • DiRT Rally (DirectX 11) – версия 1.22, использовался встроенный в игру тест на трассе Okutama, настройки качества графики на максимальный уровень по всем пунктам, Advanced Blending – On; тесты с MSAA 8x и без сглаживания;
    • Batman: ArkhamKnight (DirectX 11) – версия 1.6.2.0, настройки качества на уровне High, Texture Resolutioin normal, Anti-Аliasing on, V-Synс отключена, тесты в двух режимах – с активацией двух последних опций NVIDIA GameWorks и без них, двойной последовательный прогон встроенного в игру теста;
    • TomClancysRainbowSix: Siege (DirectX 11) – версия 5.2, настройки качества текстур на уровне Very High, Texture Filtering – Anisotropic 16X и прочие максимальные настройки качества, тесты с MSAA 4x и без сглаживания, двойной последовательный прогон встроенного в игру теста;
    • RiseoftheTombRaider (DirectX 12) – версия 1.0 build 753.2_64, все параметры на уровень Very High, Dynamic Foliage – High, Ambient Occlusion – HBAO+, тесселяция и прочие методики улучшения качества активированы, по два цикла теста встроенного бенчмарка (сцена Geothermal Valley) без сглаживания и с активацией SSAA 4.0;
    • FarCryPrimal (DirectX 11) – версия 1.3.3, максимальный уровень качества, текстуры высокого разрешения, объёмный туман и тени на максимум, встроенный тест производительности без сглаживания и с активацией SMAA;
    • TomClancysTheDivision (DirectX 11) – версия 1.5, максимальный уровень качества, все параметры улучшения картинки активированы, Temporal AA – Supersampling, режимы тестирования без сглаживания и с активацией SMAA 1X Ultra, встроенный тест производительности, но фиксация результатов FRAPS;
    • Hitman(DirectX 12) – версия 1.8.0, встроенный тест при настройках качества графики на уровне «Ультра», SSAO включено, качество теней «Ультра», защита памяти отключена;
    • DeusEx: MankindDivided(DirectX 12) – версия 1.12 build 667.0, все настройки качества вручную выставлены на максимальный уровень, тесселяция и глубина резкости активированы, не менее двух последовательных прогонов встроенного в игру бенчмарка;
    • TotalWar: WARHAMMER(DirectX 12) – версия 1.5.0 build 12745.988912, все настройки качества графики на максимальный уровень, отражения включены, неограниченная видеопамять и SSAO активированы, двойной последовательный прогон встроенного в игру бенчмарка;
    • GearsofWar 4 (DirectX 12) – версия 9.4.0.2, настройки качества на уровне Ultra, V-Synс отключён, все эффекты активированы, двойной последовательный прогон встроенного в игру бенчмарка;
    • SidMeiersCivilizationVI(DirectX 12) – версия 1.0.0.38, максимальный уровень качества графики, ограничение кадра отключено, текстуры высокого разрешения активированы, динамическое освещение, тени 8192 × 8192, двойной последовательный прогон встроенного в игру бенчмарка.

    Если в играх реализована возможность фиксации минимального числа кадров в секунду, то оно также отражалось на диаграммах. Каждый тест проводился дважды, за окончательный результат принималось лучшее из двух полученных значений, но только в случае, если разница между ними не превышала 1 %. Если отклонения прогонов тестов превышали 1 %, то тестирование повторялось ещё как минимум один раз, чтобы получить достоверный результат.

    Результаты тестов производительности

    На диаграммах результаты тестирования видеокарты на графическом процессоре NVIDIA выделены зелёным цветом, а на графических процессорах AMD отражены характерной для данного производителякрасной гаммой. Для выделения показателей программно-модифицированной ASUS ROG Strix RX 470 OC мы выбрали лиловый цвет заливки. Добавим, что на диаграммах в каждом режиме качества результаты тестов отсортированы сверху вниз в порядке убывания стоимости видеокарт.

    • 3DMark

    • SteamVR

    • Crysis 3

    • Metro: LastLight
    • Grand Theft Auto V
    • DiRTRally

    • Batman: ArkhamKnight
    • Tom Clancy’s Rainbow Six: Siege

    • Rise of the Tomb Raider
    • FarCryPrimal

    • Tom Clancy’s The Division

    • Hitman

    • Deus Ex: Mankind Divided
    • TotalWar: WARHAMMER

    • GearsofWar 4

    • Sid Meier’s Civilization VI

    Дополним построенные диаграммы итоговой таблицей с результатами тестов с выведенными средним и минимальным значением числа кадров в секунду по каждой видеокарте.

    Анализ результатов проведём по сводным диаграммам в следующем разделе статьи.

    Конфигурация тестового стенда

    • Процессор: Intel Core i7-4770K (4000 МГц);
    • Материнская плата: MSI Z97 Gaming 5, версия БИОС 1.11;
    • Кулер:Thermalright Macho Le Grand;
    • Термоинтерфейс: Arctic Cooling MX-2;
    • Память: 2 x 4 Гбайт DDR3 2133, Kingston HyperX Genesis (KHX18C10/4);
    • Видеокарта: ASUS Radeon RX 470 Strix4Gb;
    • Накопитель SSD: SanDisk X110 256 Гбайт;
    • Блок питания: ChieftecAPS-1000C 1000W;
    • Корпус: Cooler Master HAF 922;
    • Монитор: BenQ GW2460HM;
    • Операционная система: Windows 7 64-bit Service Pack 1;
    • Драйвера: AMD Catalyst 16.8.1 Beta.

    В качестве центрального процессора был использованIntel Core i7-4770K, частота которого была повышена до 4000 МГц. Частота памяти была зафиксирована на отметке 1600 МГц при таймингах 9-9-9-27.Роль платформы выполняла материнская платаMSI Z97 Gaming 5.

    Видеокарта обзавелась ASUS Radeon RX 470 Strix 4Gb заводским разгоном ядра с рекомендованных 1206 МГц до 1270 МГц, память функционирует при эталонных 1650 МГц. В простое ускоритель останавливает вентиляторы, делая систему охлаждения полностью бесшумной. Температура держится на отметке 38°С.

    В утилите ASUS Tweak II можно выбрать один из трех профилей, которые влияют как на производительность, так и на акустический комфорт.

    В играх и бенчмарках кулер работает при 1700 об/мин, не позволяя прогреться графическому процессору выше 65°С.

    ⇡#Сводные диаграммы и их анализ

    Прежде всего мы предлагаем проанализировать, какой прирост производительности приносит программная оптимизация графического процессора ASUS ROG Strix RX 470 OC: за счет манипуляций с BIOS нам удалось стабилизировать частоту в 3D-режиме примерно на 1215 МГц против прежних 1110-1130 МГц. Это все равно ниже заявленного ASUS уровня, но хоть что-то.

    В среднем по всем игровым тестам прирост производительности составил 5,9-6,6 %, что пусть и немного, но фактически бесплатно. Однако самый важный, на наш взгляд, эффект от такой модернизации – уменьшение числа провалов производительности, когда частота GPU снижается очень сильно, что тут же сказывается на минимальном FPS и игровом комфорте. В числовых значениях это отразить практически невозможно (наглядно это видно разве что в The Division и Rainbow Six), но по реальным ощущениям в играх не заметить попросту нельзя.

    Теперь давайте сравним программно-оптимизированную ASUS ROG Strix RX 470 OC с эталонной NVIDIA GeForce GTX 1060 на номинальных частотах. Напомним: это не разгон, это попытка получить от видеокарты то, что обещал производитель.

    ASUS ROG Strix RX 470 OC удалось выиграть в Rainbow Six: Siege и Hitman, в отдельных режимах Rise of the Tomb Raider и Total War: WARHAMMER, а также не уступить в Batman: Arkham Knight. В остальных играх быстрее оказывается референсная NVIDIA GeForce GTX 1060 6 Гбайт, а оригинальные модели этой видеокарты с повышенными частотами будут ещё на 6-8 % быстрее. Справедливости ради напомним, что в среднем по рынку стоимость GeForce GTX 1060 6 Гбайт немного выше цены Radeon RX 470 4 Гбайт.

    Третьей и завершающей сводной диаграммой у нас будет сравнение производительности ASUS ROG Strix RX 470 OC и MSI Radeon R9 280X Gaming. Разумеется, сейчас это продукты разных ценовых категорий, но три года назад AMD Radeon R9 280X, наследница ещё более древней AMD Radeon HD 7970 GHz Edition, вышла по цене 299 долларов США, а представленная летом этого года AMD Radeon RX 470 рекомендована в продажу за всего 179 долларов США (с объёмом памяти 4 Гбайт). Поэтому данная сводная диаграмма интересна с точки зрения оценки прогресса в видеокартах среднего класса.

    Прямо скажем, что для трёхлетней разницы между видеокартами прирост не слишком убедителен, хотя в самых новых играх, требовательных к объёму видеопамяти, ASUS ROG Strix RX 470 OC почти вдвое быстрее оригинальной Radeon R9 280X.

    ⇡#Энергопотребление

    Измерение уровня энергопотребления проводилось с помощью блока питания Corsair AX1500i через интерфейс Corsair Link и одноимённую программу мониторинга версии 4.3.0.154. Измерялось энергопотребление всей системы в целом без учёта монитора. Измерение было проведено в 2D-режиме при обычной работе в Microsoft Word или интернет-сёрфинге, а также в 3D-режиме. В последнем случае нагрузка создавалась с помощью четырёх последовательных циклов вступительной сцены уровня Swamp из игры Crysis 3 в разрешении 2560 × 1440 пикселей при максимальных настройках качества графики и с использованием MSAA 4Х.

    Сравним уровень энергопотребления систем с протестированными сегодня видеокартами по диаграмме.

    До уровня экономичности системы с эталонной GeForce GTX 1060 конфигурациям с видеокартами AMD ещё далеко, но приятно отметить, что наша программная модификация видеокарты ASUS позволила не только увеличить производительность, но и сделать видеокарту экономичнее. Кроме того, налицо более высокая энергоэффективность видеокарт с ядром Polaris 10 против видеокарт с графическими процессорами предыдущих поколений.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: