Что такое цифровые финансовые активы и финансовая валюта: новый закон с 2022 года


Понятия

Полное название Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ (далее – Закон № 259-ФЗ) – «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он вступил в силу с 1 января 2021 года.

Цель Закона № 259-ФЗ – законодательное закрепление в российском правовом поле определений наиболее широко распространенных в настоящее время финансовых активов, создаваемых и/или выпускаемых с использованием цифровых финансовых технологий. Это:

  • распределенный реестр цифровых транзакций;
  • привлечение российскими юрлицами и ИП инвестиций путем выпуска токенов, являющихся одним из видов цифровых финансовых активов.

Цифровые финансовые активы

Это цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов в порядке, установленном Законом № 259-ФЗ.

Их выпуск, учет и обращение возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные инфосистемы.

Цифровые финансовые активы не являются законным средством платежа на территории Российской Федерации.

Права, удостоверенные фин. активами в цифре, возникают у их первого обладателя с момента внесения в систему записи о зачислении ему таких активов. Эти записи смогут вносить ИП и организации.

Полного перечня сделок, которые можно совершать с цифровыми финансовыми активами, в Законе № 259-ФЗ нет. Но здесь упомянуты, в частности, купля-продажа и обмен на такие же активы другого вида.

Цифровая валюта

Это совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения) в информационной системе, которые предлагают и/или могут быть приняты в качестве

  • средства платежа, не являющегося денежной единицей РФ, денежной единицей иностранного государства и/или международной денежной или расчетной единицей;
  • и/или в качестве инвестиций.

В их отношении отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных. Исключение: оператор и/или узлы (пользователи) информационной системы, обязанные только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществление в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам.

К цифровой валюте не относятся (письмо Минтруда от 16.12.2020 № 18-2/10/В-12085):

  • бонусные баллы;
  • бонусы на накопительных дисконтных картах, начисленные банками и иными организациями за пользование их услугами, в том числе в виде денежных средств (кешбэк).

Для целей Федеральных законов о банкротстве (от 26.10.2002 № 127-ФЗ), об исполнительном производстве (от 02.10.2007 № 229-ФЗ), о противодействии коррупции (от 25.12.2008 № 273-ФЗ) и о противодействии отмыванию преступных доходов (от 07.08.2001 № 115-ФЗ) цифровая валюта – это имущество. То есть, на неё может быть обращено взыскание в общем порядке.

Принимать оплату товаров, работ и услуг цифровой валютой нельзя. Это касается, в частности, российских компаний. Более того, запрещено распространять информацию о предложении и приеме цифровой валюты как способе оплаты товаров, работ и услуг.

Права на цифровую валюту при определенных условиях можно защитить в суде. Условие: владелец сообщил, что у него есть такая валюта и он совершал с ней сделки, операции. Порядок информирования будет прописан в Налоговом кодексе РФ.

Инфосистемы, в которых происходит выпуск цифровых финансовых активов, также могут выпускать цифровые права, включающие одновременно такие активы.

В Законе № 259-ФЗ нет понятий криптовалюта (в итоге – цифровая валюта), токен (ICO – Initial Token Offering), майнер, цифровой кошелёк, а также электронного договора – смарт-контракт, хотя изначально они планировались.

Операторы информационных систем, в которых происходит выпуск цифровых финансовых активов, и операторов обмена закон признаёт некредитными финансовыми организациями.

Требования к акционерам и руководителям операторов ЦФА

Для операторов обмена ЦФА устанавливаются дополнительные требования в виде размера уставного капитала не менее 50 млн руб. и аналогичного минимального размера чистых активов. Также участниками такого рода операторов не могут быть юридические лица, зарегистрированные в государствах, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения или не предусматривающих раскрытие и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшоры).

Лица, имеющие право распоряжаться более чем 10% голосов от хозяйствующих обществ, являющихся операторами обоих указанных типов, должны соответствовать требованиям к деловой репутации. В случае выявления лиц, не соответствующих данным требованиям, Центробанк в течение 30 дней направляет требование об устранении нарушений. На устранение нарушение дается 90 дней. До устранения нарушений указанное лицо может распоряжаться не более чем 10% голосов.

Что такое MBSE-подход к проектированию и каковы его преимущества?

ИТ-тренды

В качестве единоличного исполнительного органа оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск ЦФА, ровно как и оператора обмена ЦФА, не может выступать юридическое лицо. Также функции единоличного исполнительного органа обоих указанных типов операторов не могут быть переданы коммерческой организации или индивидуальному управляющему.

Лица, осуществляющие функции единоличного исполнительного органа операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск, и операторов по обмену ЦФА, а также их главные бухгалтера, руководители служб внутреннего контроля, члены коллегиальных исполнительных органов и коллегиальных органов управления, должны иметь высшее образование и опыт работы в соответствующей сфере.

Данные позиции не могут занимать: лица с непогашенными судимостями; лица, в отношении которых не истек срок дисквалификации по административным делам; лица, осуществлявшие функции единоличного исполнительного органа и члена коллегиального испольного органа финансовых организаций в течение года до момента отзыва у них лицензии (если с момента отзыва лицензии не прошло пяти лет); лица, которые два и более раза привлекались в течение последних трех лет к административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве; лица, которые в течение предшествующих пяти лет привлекались к уголовной ответственности за неправомерные действия при банкротстве; лица из перечня физических и юридических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремизму; лица, в отношении которых Росфинмониторингом приняты решения о замораживании денежных средств.

Операторы информационных систем, в которых осуществляется выпуск ЦФА, ровно как и операторы обмена ЦФА, информируют Центробанк о лицах, занимающих указанные должности, а также об их уходе. В случае несоответствия лиц, занимающих указанные должности, требованиям закона, Центробанк вправе потребовать устранить нарушения.

Сферы регулирования

Закон № 259-ФЗ регулирует:

  • выпуск, учет и обращение цифровых финансовых активов (с учётом положений Закона о рынке ценных бумаг от 22.04.1996 № 39-ФЗ об эмиссионных ценных бумагах);
  • особенности деятельности и ответственность оператора информационной системы, в которой происходит выпуск этих активов, и оператора обмена ими;
  • оборот цифровой валюты в России.

Также Закон № 259-ФЗ содержит требования к решению о выпуске цифровых финансовых активов. порядок ведения реестра пользователей информационной системы и правила обмена цифровых финансовых активов, порядок их согласования.

Требования Закона № 259-ФЗ не распространяются на:

  • обращение безналичных и электронных денег;
  • выпуск, учет и обращение бездокументарных ценных бумаг.

Правила работы операторов ЦФА

Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск ЦФА, обязан утвердить правила указанной системы, включая: правила внесения изменений в алгоритм программ информационной системы; требования к пользователям системы; правила выпуска ЦФА; правила привлечения операторов обмена ЦФА; требования к защите информации и операционной надежности; способы учета ЦФА в информационной системе; правила обеспечения доступа обладателей ЦФА; порядок ведения реестра пользователей информационной системы; правила ведения реестра владельцев ценных бумаг в информационной системе.

Близкие контакты четвертого рода: как организовать коммуникации в период ковидных ограничений?

Технологии

Оператор обмена ЦФА также утверждает правила, которые должны содержать: правила совершения сделок с ЦФА; виды ЦФА и цифровых прав; порядок взаимодействия оператора обмена ЦФА с операторами информационных систем, осуществляющих выпуск ЦФА; требования к защите информации и операционной надежности; указания на случаи, при которых обязательства по сделкам с ЦФА исполняются при наступлении определенных обстоятельств без направленного на исполнение обязательств отдельно выраженного дополнительного волеизъявления (смарт-контракты).

Центробанк включает операторов информационных систем, осуществляющих выпуск ЦФА, и операторов обмена ЦФА в соответствующие реестры после согласования правил работы данных операторов. Решение о согласовании правил работы оператора информационной системы, осуществляющей выпуск ЦФА, принимается в течение 60 рабочих дней после их представления в Центробанк.

Решение о согласовании правил работы оператора обмена ЦФА, являющегося кредитной организаций, принимается в течение 45 рабочих дней, в иных случаях – в течение 90 рабочих дней. В случае отказа в согласовании правил операторы обоих типов могут представить Центробанку их измененную редакцию, которая будет рассмотрена в течение 30 рабочих дней.

Включить в сведения о расходах

С 1 января 2022 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». Согласно им, отдельные категории лиц обязаны представлять в установленном порядке сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению в том числе цифровых финансовых активов и цифровой валюты.

Учитывая, что статус цифровых финансовых активов и цифровой валюты в РФ установлен только с 01.01.2021, впервые сообщить о соответствующих сделках по их приобретению нужно за период 2021 года (письмо Минтруда от 16.12.2020 № 18-2/10/В-12085). В первую очередь, это касается замещающих государственных и муниципальных служащих.

Указ Президента РФ от 10.12.2020 № 778 с мерами реализации отдельных положений Закона № 259-ФЗ утвердил форму «Уведомления о наличии цифровых финансовых активов, цифровых прав, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права, утилитарных цифровых прав, цифровой валюты».

Её заполняют претенденты на должности федеральных госслужащих. А с 1 июля 2021 года сведения о цифровых финансовых активах, правах и валюте нужно подавать в составе обновленной справки о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

Цифровое право или право на цифру?

С 2022 года со вступлением в силу Федерального закона №34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую ГК РФ» в российское гражданское право введен новый объект вещных прав – цифровые права.

Цифровые права определяются законом как обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых устанавливаются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей указанным в законе признакам.

Из указанного определения можно вывести следующие особенности цифровых прав:

  • это старые знакомые имущественные права – право получить купленную вещь, право получить проценты за переданные в заем денежные средства и т.п.
  • эти имущественные права, в отличие от своих «собратьев», определяются правилами соответствующей информационной системы, которые должны соответствовать закону. Они существуют и передаются только в рамках данной системы – обособленного виртуального сегмента.

Говоря простыми словами, цифровые права – это новая цифровая обертка хорошо знакомых имущественных прав, реализация и существование которых ограничены какой-либо цифровой платформой. Кажется, что вот она, наконец, открыта дорога бонусным системам и онлайн-играм, можно и аккаунты по завещанию передавать. Но существует одно «НО»: закон устанавливает, что права могут быть рассмотрены в качестве цифровых только в случае признания их таковыми отдельным законом. Поэтому пока – до принятия соответствующих законов – ни баллы в онлайн-магазине, ни внутриигровые валюты цифровыми правами не являются. На сегодняшний момент к таким правам относятся только две категории: утилитарные цифровые права и цифровые финансовые активы. Таким образом, отношения к каким-либо специфическим правам, свойственным только для пользователей Интернета, права из ст. 141.1 ГК РФ увы, пока не имеют.

Операторы обмена цифровых финансовых активов

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона (выделение шрифтом — авторов):

Сделки купли-продажи цифровых финансовых активов, иные сделки, связанные с цифровыми финансовыми активами, включая обмен цифровых финансовых активов одного вида на цифровые финансовые активы другого вида либо на цифровые права, предусмотренные законом, в том числе сделки с цифровыми финансовыми активами, выпущенными в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом, а также сделки с цифровыми правами, включающими одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права, совершаются через оператора обмена цифровых финансовых активов, который обеспечивает заключение сделок с цифровыми финансовыми активами путем сбора и сопоставления разнонаправленных заявок на совершение таких сделок либо путем участия за свой счет в сделке с цифровыми финансовыми активами в качестве стороны такой сделки в интересах третьих лиц.

Вот тут уже начинается про блокчейн.

Как мы уже установили выше, согласно Закону в РФ выпускать ЦФА используя блокчейн нельзя, согласно Закону любая информационная система, в том числе “распределенный реестр” должны быть жестко централизованы.

Однако, эта статья дает право резидентам РФ совершать сделки с ЦФА выпущенными в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом (то есть в информационных системах которые уже не должны соответствовать требованиям российского права), если такие сделки обеспечиваются оператором обмена цифровых финансовых активов (далее — ООЦФА).

ООЦФА может обеспечивать заключение таких сделок двумя способами указанными в Законе:

1) Путем сбора и сопоставления разнонаправленных заявок на совершение таких сделок. 2) Путем участия за свой счет в сделке с цифровыми финансовыми активами в качестве стороны такой сделки в интересах третьих лиц.

В Законе это прямо не указано, однако представляется что ООЦФА может продавать и покупать цифровые валюты за деньги (в сделках с резидентами РФ — за рубли, с нерезидентами за иностранную валюту).

Одно и то же лицо может быть оператором обмена цифровых финансовых активов и оператором информационной системы в которой осуществляется выпуск и обращение ЦФА.

ООЦФА по данному закону получается неким аналогом криптобиржи. Банк России будет вести “реестр операторов обмена цифровых финансовых активов”, и осуществлять такую деятельность смогут только лица внесенные в реестр.

ООЦФА в РФ может таким образом выступать шлюзом между “иностранными”, децентрализованными системами (нам кажется в этом отношении особенно интересен Ethereum), и финансовой системой РФ. Так же как и на криптобиржах, на аккаунтах пользователей в ООЦФА могут отражаться права на активы выпущенные в децентрализованных системах, и они даже могут передаваться с аккаунта одного пользователя на аккаунт другого пользователя, а также покупаться и продаваться за деньги. Напрямую покупать ЦФА за ЦВ в РФ нельзя, но ООЦФА может предоставлять возможность продать ЦВ за деньги, и купить за эти же деньги ЦФА.

Иными словами в централизованной ИС могут осуществляться операции с ЦФА выпущенных в централизованных “иностранных” системах, в частности может осуществляться их получение от иностранных контрагентов из децентрализованных систем, или отчуждение иностранным контрагентам в выводом в децентрализованную систему.

Например: ООЦФА может предоставлять резидентам РФ услуги по приобретению определенного вида ЦФА выпущенного на блокчейне Ethereum. Приобретенный актив в системе Ethereum находится на адресе ООЦФА (из положений Закона вытекает что ООЦФА может это делать), а в информационной системе оператором которой выступает ООЦФА этот актив будет отражаться на счету резидента РФ. Это даже некоторым образом упрощает для резидента РФ работу с такими активами, если для него более привычной является работа с централизованными системами доступ к которым осуществляется с помощью логина и пароля, чем с децентрализованными системами на основе криптографических ключей, потеря которых, например, не предполагает возможности восстановления доступа.

Резидент РФ у которого на счету в ООЦФА имеются ЦФА, может эти ЦФА с помощью ООЦФА продать или обменять, причем другой стороной сделки может выступить как резидент имеющий аккаунт у того же ООЦФА, так и нерезидент пользующийся децентрализованной “иностранной” системой.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: