Криптовалюта с точки зрения налогов и бухгалтерского учета в России
1 января 2022 года в силу вступил федеральный закон № 256-Ф3 «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» («Закон о ЦФА»). Этот закон делит криптовалюту на два типа:
- Криптовалюта у которой нет, так называемого, обязательного лица;
- Криптовалюта с которой взымается налогообложение с эмитента или организации.
К цифровая валюте («ЦВ») относится: BTC (курс биткоин к рублю), ETH (курс эфир к рублю) и многие другие монеты, которые выпущены на блокчейне. Цифровая валюта по законодательству о банкротстве считается имуществом.
Цифровые финансовые активы («ЦФА») — цифровые права, которые, среди прочего, включают в себя:
- денежные требования;
- возможность осуществлять права по эмиссионным ценным бумагам;
- права участия в капитале непубличного АО.
Главное отличие ЦФА от ЦВ — наличие эмитента, то есть лица, которое несет обязательства перед владельцем.
Если говорить про ЦФА, то эти ответственные лица должны быть в реестре центрального банка.
Главный тезис этого закона в том, что цифровой валютой нельзя рассчитываться. Парадокс в том, что оплата — это одно из основных целей криптовалюты, но расплачиваться ею вы не можете. Крипту можно хранить, покупать и продавать на бирже. Эта неувязка несет серьёзные проблемы для налогоплательщиков.
Если вы отдали или перевели криптовалюту другому лицу, это действие может быть переквалифицировано как покупка или продажа.
Если у налоговой будет желание вас прижать, путем переквалификации ваших сделок, то от этого защититься просто невозможно. Таким образом у налоговой есть все возможности прижать неугодных.
Если вы решите майнить или торговать криптовалютой, рекомендуем для этих целей биржу Binance, регистрируйтесь по это ссылке . Это и биржа для криптовалют и надежный пул для майнинга. При этом она единственная в России, где можно без проблем выводить деньги на банковский карты всех банков России а так же на электронные денежные системы, такие как Qiwi и другие.
Как собрать майнинг ферму не переплачивая деньги за дорогое оборудование.
В чем суть документа?
Новым законом регулируются отношения, возникающие при выпуске, учёте и обращении цифровых финансовых активов, особенности деятельности оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и оператора обмена цифровых финансовых активов, а также отношения, возникающие при обороте цифровой валюты в Российской Федерации.
Стоит отметить, что текст закона был существенно скорректирован при его подготовке ко второму чтению в Госдуме. Из него, к примеру, убрали такие понятия как «майнинг» и «токен», а также исключили положения об административной и уголовной ответственности.
Что можно делать с криптовалютой в России
Криптовалюту нельзя использовать в каких либо расчетах и ничего за нее покупать. Но ее можно покупать, продавать, и майнить. Закон это не запрещает.
В «домашнем майнинге», кроме налогов на прибыль, ничего платить не нужно. Но если вы купили ферму на заводе, на промышленном предприятии, проинвестировали в нее, тогда вы обязаны платить за это реальные (фиатные) деньги. Но забирать у вас процент криптывалюты никто не имеет права.
Вопросов остается больше чем ответов:
- Возможно ли в виде бартера обменивать валюту на что то другое, если это имущество;
- Можно ли дать беспроцентный заем;
- Можно ли ввести криптовалюту в уставной капитал;
- Как быть с залогом для криптовалюты.
Как закон определяет цифровую валюту?
В законе вместо привычного термина «криптовалюта» используется другой — «цифровая валюта». Она характеризуется как совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения) в системе. Эти данные могут быть приняты как инвестиции или средство платежа, не являющегося денежной единицей.
В отношении цифровой валюты по общему правилу нет лица, обязанного перед каждым обладателем таких электронных данных.
Также стоит отметить, что в некоторые законы внесены поправки, согласно которым цифровая валюта признаётся имуществом. Это касается, в частности законов о банкротстве, о противодействии коррупции, об исполнительном производстве. Получается, что на цифровую валюту можно будет наложить взыскание.
Как и какие налоги нужно платить с майнинга и торговли криптовалютой в России
Налоги с криптовалюты обязаны платить все. Налог на майнинг так же. И контролировать это будут очень жестко. Так же вводится отчетность касательно криптовалюты.
А теперь подробнее: если вы занимаетесь майнингом, покупаете или продаете криптовалюту,- это не что иное как предпринимательская деятельность. Подробнее об этом можете почитать в гражданском кодексе (ссылка внизу). Но если вы систематически получаете доход, то ваша деятельность является предпринимательской. А значит вы обязаны стать на учет как налогоплательщик, предприниматель или создать организацию и платить налоги.
При желании, налоговая служба без каких либо проблем сможет вас притянуть к ответственности в случае систематического получения дохода. Если вы занимаетесь профессионально криптовалютами, лучше зарегистрируйтесь как индивидуальный предприниматель. Максимальный тюремный срок за неуплату налогов составляет 5 лет. Выберите упрощенку 6% и спите спокойно.
Налог должен быть уплачен с любого дохода. Если вы организация (юридическое лицо) и занимаетесь покупкой и продажей криптовалюты или ее майнинг, то заплатите налог на прибыль, а если вы физического лицо или индивидуальный предприниматель, заплатите с нее НДФЛ. Если сумма дохода больше 5 000 000 рублей, сумма налога уже не 13% а 15% для физических лиц. А если индивидуальный предприниматель, это 6% в зависимости от режима налогообложения.
Как рассчитывать налог
Все просто, доходы — расходы. Вам нужно доказать факт покупки: либо документ оферты на сайте, либо платежный документ. Т.е. нужны доказательства того, что вы перечислили деньги за криптовалюту.
Если криптовалюта это имущество, вы можете воспользоваться имущество вычетом как физическое лицо, а если индивидуальный предприниматель, — профессиональный вычет 20%.
Расходы на майнинг (компьютеры, электричество) можно вычитать.
Что из себя представляет криптовалюта в российском учете:
- На 41 счету числиться как товар.
- На 58 — как финансовое вложение.
В любом случае криптовалюта является активом. В учетной политике нужно прописать либо как товар, либо как финансовое вложение.
Как имущество, криптовалюта не облагается налогом на имущество и не облагается НДС. Если вы совершаете продажу или покупку, ее не нужно переоценивать. Если вы купили по определенной цене, но она изменилась, тогда никаких дополнительных налогов за нее платить не нужно.
Обязанности налогоплательщика:
- Отчитываться о владении криптовалютами;
- Платить налог от дохода при обмене криптовалюты на рубли.
Отчет о владении криптовалютами
Согласно закону, граждане должны подавать отчет, если сумма поступлений или списаний криптовалюты составляет в эквиваленте рублей 600 000 или более. Речь идет не только о выводе криптовалюты в рубли, но и о поступление криптовалюты на кошелек. Налогоплательщик должен отчитываться даже тогда, когда наторговал или намайнил такую сумму. И не важно, выводил ее или нет.
Тут возникает много вопросов: что считать поступлениями, как зафиксировать курс, как учитывать трейдинг и многие другие. На эти вопросы четкого ответа пока нет, остается только ждать разъяснения ответственных органов.
Согласно закону, отчитываться о владении криптовалютой нужно один раз в год. Не позднее 30 апреля следующего года от отчетного. Первый отчетный год принят 2022 год. Впервые это нужно сделать россиянам до 30 апреля 2022 года.
Уплата налогов с доходов полученных при обмене криптовалют на рубли.
Налоговое обязательство возникает только в момент получения рублей и только от сумм полученных в рублях. На кошельке может быть любая сумма, но пока вы ее не вывели налоги платить не нужно.
Есть мнение что налоги не нужно платить, если сумма за год не превышает 600 000 рублей. Но юристы утверждают что это мнение ошибочно. Налоги необходимо платить в любом случае если получаете доход.
Если вы намайнили или наторговали криптовалюту и вывели ее в рубли, то вся сумма будет считаться вашим доходом. Если же вы купили криптовалюту и вывели ее в рубли, после повышения курса, то доходом будет считаться разница между покупкой и продажей. Главное документально подтвердить факт покупки.
Каковы особенности оборота цифровой валюты?
Законом установлен запрет принимать оплату товаров, работ и услуг цифровой валютой. Это касается, в частности, российских юрлиц, а также физлиц, фактически находящихся в России не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Требования, связанные с обладанием цифровой валютой, эти лица смогут защитить в суде, только если они проинформировали о том, что у них есть данная валюта и они совершали с ней сделки, операции. Порядок информирования зафиксируют в законодательстве о налогах и сборах. Также запрещено распространять информацию о предложении и (или) приёме цифровой валюты как способе оплаты товаров, работ и услуг.
Штрафы и ответственность за торговлю и майнинг криптовалютой в России
Если не отчитаться о владении криптовалютой, штраф составляет 50 000 рублей плюс 10% от максимальной суммы в фиате. При неуплате налога придется уплатить штраф в размере 40% от неуплаченного налога и сам налог. Если вы получаете переводы до 50 000 рублей в месяц налоговая и банки не должны вами заинтересоваться. Это как раз будет сумма до 600 000 в год.
Не выполняйте манипуляции с картой, которые могут вызвать к вам подозрения:
- Систематическое поступление переводов от разных лиц или одного лица.
- Снятие наличных средств сразу после поступления денег на карту (в течении одного дня).
- Клиент не производит расходные операции по карте, а все поступающие переводы снимает в виде наличных.
- Транзитные операции, после зачисления которых, клиент сразу отправляет деньги другому лицу.
Всегда сохраняйте чеки и скриншоты переводов, документы оферты и другие подтверждающие вещи вашего перевода.
Ссылка на закон — https://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310056?index=106&rangeSize=1
Как будет осуществляться выпуск, учёт и обращение ЦФА?
Права, удостоверенные ЦФА, будут возникать у их первого обладателя с момента внесения в систему записи о зачислении ему ЦФА. Эти записи смогут вносить ИП и юрлица. Вид и объём прав, которые удостоверяются ЦФА, должны быть названы в решении об их выпуске.
ЦФА учитываются в системе, в которой они выпускаются. По общему правилу записи о ЦФА можно будет вносить или изменять по указанию лица, которое выпустило эти активы, а также их обладателя.
Банк России сможет определить, в частности, признаки таких ЦФА, которые вправе приобретать только квалифицированные инвесторы.
Информационная система и оператор информационной системы.
П. 9 ст. 1 Закона гласит:
Понятия «информационная система» и «оператор информационной системы» используются в настоящем Федеральном законе в значениях, определенных Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ содержит следующее определение информационной системы (п. 3 ст. 2) и оператора информационной системы (п. 12 ст. 3):
информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств оператор информационной системы — гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.
Закон устанавливает ряд требований к информационной системе в которой могут осуществляться записи с помощью которых осуществляется учет обращение цифровых финансовых активов. Требования эти таковы, что технически такая информационная система никоим образом не может быть блокчейном или распределенным реестром в общепринятом понимании этих терминов.
В частности речь идет о том, что у такой информационной системы (далее — ИС) должен быть “оператор информационной системы”.
Решение о выпуске ЦФА возможно не иначе как с размещением на сайте оператора ИС этого решения. Иными словами, если оператор отказывается разместить у себя на сайте такое решение, то выпуск ЦФА по Закону произвести нельзя.
Оператором ИС может быть только российское юридическое лицо, и только после включения его Банком России в “реестр операторов информационных систем” (п. 1 ст. 5 Закона). При исключении оператора из реестра операции с ЦФА в ИС приостанавливаются (п. 10 ст. 7 Закона).
Оператор ИС, в которой осуществляется выпуск ИС, обязан обеспечить возможность восстановления доступа обладателя цифровых финансовых активов к записям информационной системы по требованию обладателя цифровых финансовых активов, если такой доступ был им утрачен (пп. 1 п. 1 ст. 6 Закона). Тут не уточняется что имеется ввиду под “доступом”, имеется ли в виду доступ на чтение или доступ на запись, однако из смысла п. 2 ст. 6 можно предположить что у оператора все же должен быть полный контроль над правами пользователя:
Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, обязан обеспечить внесение (изменение) записей о цифровых финансовых активах на основании вступившего в законную силу судебного акта, исполнительного документа, в том числе постановления судебного пристава-исполнителя, актов других органов и должностных лиц при осуществлении ими своих функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо выданного в порядке, предусмотренном законом, свидетельства о праве на наследство, предусматривающего переход цифровых финансовых активов определенного вида в порядке универсального правопреемства, не позднее рабочего дня, следующего за днем получения соответствующего требования таким оператором информационной системы
В соответствии с п. 7 ст. 6 Закона:
Последствием приобретения цифровых финансовых активов, соответствующих признакам, определенным Банком России в соответствии с частью 9 статьи 4 настоящего Федерального закона, лицом, которое не является квалифицированным инвестором, в том числе при неправомерном признании указанного лица квалифицированным инвестором, является возложение на оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск таких цифровых финансовых активов, обязанности по требованию указанного лица, которое приобрело цифровые финансовые активы, приобрести у него эти цифровые финансовые активы за свой счет и возместить ему все понесенные им при этом расходы.
На практике это означает, что по сделкам с ЦФА приобретение которых может осуществляться только лицом, являющимся квалифицированным инвестором, переход ЦФА будет осуществляться не иначе как с одобрения оператора ИС.
Сфера действия законодательства РФ о ЦФА.
В соответствии с п. 5 ст. 1 Закона:
К правоотношениям, возникающим при выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе с участием иностранных лиц, применяется российское право.
Если подойти к данной формулировке чисто формально, то российское право применяется только к тем финансовым активам выпуск, учет и обращение которых происходят именно так как описано в Законе. Если же они происходят не так, то ним вообще не применяется российское право. Даже если все участники сделки резиденты РФ, все сервера в РФ, предмет сделки акции или денежные обязательства российской компании, но ИС работает не так как описано в законе — то она вне действия российского права. Вывод абсолютно логичный, но странный. Возможно авторы закона хотели сказать что-то другое, но сформулировали так, как сформулировали.
Другая возможная трактовка: российское право применяется к любым ЦФА описанным в законе, даже для иностранных лиц. Иными словами, если предмет сделки подпадает под определение ЦФА в законе, даже если стороны сделки иностранные лица, к сделке должно применяться российское право. Иными словами, при этой трактовке российское право распространяется на деятельность всех фондовых бирж в мире торгующих облигациями и другими инструментами подпадающими под определение ЦФА по российскому праву. Мы полагаем, что такая трактовка все же неправомерна, так как мы не можем предположить, что этот Закон может регулировать деятельность, скажем Токийской или Лондонской фондовой биржи если там осуществляются сделки с электронными облигациями и другими активами подпадающими под понятие ЦФА.
На практике мы предполагаем, что будет осуществляться запрет на доступ резидентов РФ к любым “информационным системам” не соответствующим требованиям Закона, т.е. к любым не одобренным Банком России, в том числе к зарубежным биржам и системам основанным на блокчейне, кроме как через “оператора обмена цифровых финансовых активов” (см. п. 1 ст. 10 Закона).