Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а так же государственным и муниципальным кредитом

В рыночных условиях состояние финансовой системы отражает социальную, экономическую и политическую стороны жизни государства. Выступая в качестве многоуровневой структуры, она охватывает ресурсы страны в форме денежных фондов, различных по своему назначению. В рамках этой системы различают централизованные и децентрализованные финансы. Рассмотрим далее эти категории более подробно.

децентрализованные финансы

Перемещение средств

Находясь в постоянном движении, финансы формируют соответствующие потоки, которые требую четкой организации. Направления перемещения денег связывают элементы всей системы в одно целое. В зависимости от сложности различают много-, одно- и двусторонние потоки. В последних движение денег происходит в одном направлении. К примеру, средства, перечисленные из федерального бюджета, идут для финансирования расходов Пенсионного фонда. При двустороннем потоке деньги перемещаются между двумя элементами или определенным звеном и сектором, не включающим его, прямо и обратно. Например, в бюджет перечисляются налоги от компаний, но при соблюдении ряда условий последние могут получить средства обратно в форме кредитов или субсидий. Многосторонние потоки охватывают одновременно разные части финансовых средств и идут в различных направлениях. В домашнем хозяйстве бюджет образуется из доходов от тех или других источников. Так, глава семьи или иной ее член получает зарплату на предприятии, из бюджета поступают трансфертные платежи. Вместе с этим, субъекты отчисляют налоги во внебюджетные фонды и непосредственно в бюджет.

к децентрализованным финансам относятся

Финансы

Тема 1. Финансы и финансовая система.

В чем состоит назначение централизованных финансов?

Централизованные финансы

используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в целом. С помощью централизованных финансов мобилизуются ресурсы в бюджетную систему, и происходит их распределение и перераспределение между отраслями народного хозяйства, экономическими регионами, отдельными группами населения.

Централизованные финансы: государственный бюджет; внебюджетные фонды; государственный кредит; фонды имущественного и личного страхования; фондовый рынок;

Под централизованными финансами понимают экономические отношения, связанные с образованием и использованием фондов денежных средств, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах.

Иными словами, к централизованным фондам денежных средств, или централизованным финансам, относятся те денежные средства государства, которые поступают в его распоряжение как властвующего субъекта. Это, во — первых, денежные средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе; во — вторых, внебюджетные централизованные фонды государства; в — третьих, государственное страхование; в — четвертых, государственный, в том числе банковский кредит.

Тема 2. Финансовая политика и управление финансами.

В чем состоит различие между косвенными и прямыми методами государственного регулирования финансов?

Формами финансового воздействия на экономические и социальные процессы являются прямое и косвенное финансовое регулирование. Прямое финансовое регулирование предполагает непосредственное воздействие на конкретный объект регулирования. Например, предоставление налоговых льгот малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям в рамках программы поддержки малого бизнеса или государственные и муниципальные заказы некоммерческим организациям и др. Косвенное финансовое регулирование действует опосредованно через другие объекты. Так, до середины 90-х гг. российским налоговым законодательством в целях поддержки сельскохозяйственных производителей были предусмотрены более низкие ставки по налогу на прибыль для коммерческих банков и страховых компаний, обслуживающих сельскохозяйственные предприятия и фермеров.

Тема 3. Особенности организации финансов хозяйствующих субъектов.

Что такое «предприятие»? Как этот термин трактуется в отечественном законодательстве?

В научной литературе под предприятием понимают «экономическое единство, в котором объединяются и координируются человеческие и материальные факторы хозяйственной деятельности». И.В. Можайскова под предприятием понимает технологическое единство материально-вещественных и людских элементов — факторов производства. Господствующей в экономической литературе, по мнению М.И. Кулагина, является точка зрения на предприятие как на место соединения различных факторов производства — природных ресурсов, труда и капитала. В терминах финансов предприятие может быть представлено как совокупность притоков и оттоков денежных средств, имеющих место в результате ранее сделанных инвестиций.

В юридической науке, в частности в сфере гражданского права, в отношении понятия предприятия мнения ученых разделились на две позиции: одни считают предприятие объектом права, другие признают за ним качество особого субъекта.

О предприятии как об объекте гражданских прав говорится в п. 1 ст. 132, п. 2 ст. 334, 1178 ГК РФ. При этом предприятие как объект прав признается имущественным комплексом и относится к недвижимому имуществу. Большинство изданных в развитие ГК РФ федеральных законов употребляет термин «предприятие» как объект гражданских прав.

Несмотря на то, что действующее законодательство, прежде всего ГК РФ (ст. 132), рассматривает предприятие в качестве единого имущественного комплекса только как объект гражданских прав, в законодательстве и в юридической литературе предприятие нередко рассматривается в качестве субъекта гражданских прав (в частности, государственные и муниципальные унитарные предприятия).

Тема 4. Финансовое планирование и прогнозирование.

Каковы задачи финансового планирования?

К основным задачам финансового планирования относятся:

  1. определение объема финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений и общего объема финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования;
  2. определение объема и направлений использования финансовых ресурсов, установление приоритетов в расходовании средств;
  3. обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного и эффективного использования финансовых ресурсов;
  4. создание условий для укрепления устойчивости организаций, а также бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  5. определение экономически обоснованного размера финансовых резервов, что позволяет предупреждать возникновение диспропорций при переходе от перспективного к текущему планированию, от прогнозов — к планам, а также маневрировать ресурсами.

Финансовое планирование направлено на достижение устойчивого экономического роста, поддержание сбалансированности, создание условий для эффективного управления финансами, как на микро — так и на макроэкономическом уровнях.

Тема 5. Финансовый контроль.

Кто осуществляет государственный финансовый контроль в РФ?

Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти. Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» от 25 июля 1996 г. Данным Указом установлено, что в РФ государственный контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Одновременно в соответствии с установленным законодательством РФ разграничением функций и полномочий указываются конкретные субъекты государственного финансового контроля: Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Минфин РФ (Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральная служба по финансовому мониторингу), Федеральная таможенная служба РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Было признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств не только в федеральных органах исполнительной власти, но и на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.

Тема 6. Бюджет как основное звено системы финансов.

Назовите возможные пути развития неналоговых доходов бюджетов?

Возможные пути развития неналоговых доходов бюджета:

— доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

— доходы от продажи или иного безвозмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

— доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами власти, органами власти местного самоуправления, бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов власти местного самоуправления;

— средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой административной и уголовной ответственности, разного рода штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещении вреда, причиненного РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, и т.д.

Тема 7. Внебюджетные фонды.

Сформулируйте пути реформирования пенсионной системы в РФ.

В период существования Российской Федерации тема пенсионного обеспечения в стране поднималась не раз. Первая пенсионная реформа в РФ была осуществлена в 1990г. В это время было принято ряд законодательных документов, регламентирующих минимальный размер пенсии, порядок исчисление ставки пенсионного обеспечения исходя из стажа работы и уровня заработной платы, а также ряд других вопросов, обеспечивающих пенсионные выплаты гражданам РФ.

Следующий этап реформирования пенсионной системы наблюдался в середине 90-х годов. Пенсионная реформа этого времени заключалась в изменении налогообложения работающих граждан РФ и как следствие увеличение пенсионных отчислений в Пенсионный Фонд. Таким образом, Государство пыталось увеличить минимальный размер пенсии и общий размер пенсионных выплат.

Кроме того, в середине 90-х годов стали появляться Негосударственные Пенсионные Фонды, услугами которых могли воспользоваться граждане только по собственной инициативе.

И, наконец, следующая пенсионная реформа, это реформа 2002г. Суть реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника. Существовавшая ранее система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различном уровнем доходов и из одних регионов в другие, тогда как новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов.

C 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2009г. №213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»». Согласно которому базовая и страховая части пенсии объединяются. При их объединении будет применяться единый порядок индексации.

Тема 8.Страхование.

Что такое страховой резерв страховой организации? Каковы цели и источники его формирования?

Страховые резервы — фонды денежных средств, образуемые страховыми организациями, для обеспечения гарантий выплат страхового возмещения и страховых сумм. Фонды используются, если сумма выплат страхователям в конкретный операционный период превышает текущие поступления платежей. Свободные средства резервов используются для инвестиций в ценные бумаги, что приносит страховщикам дополнительный доход.

Страховые резервы образуются страховщиком по каждому виду страхования и в той валюте, в которой проводится страхование.

Страховые резервы включают:

1. резерв незаработанной премии (далее — РНП);

2. резервы убытков:

— резерв заявленных, но неурегулированных убытков (далее — РЗУ); — резерв произошедших, но незаявленных убытков (далее — РПНУ); — стабилизационный резерв (далее — СР);

— иные страховые резервы.

Величина страховых резервов определяется путем оценки в денежной форме финансовых обязательств страховщика по предстоящим страховым выплатам.

Тема 9. Государственный и муниципальный кредит.

Назовите отличия государственного кредита от других форм кредита?

В зависимости от ссуженной стоимости различают товарную, денежную и смешанную (товарно-денежную) формы кредита. Денежная форма кредита — наиболее типичная, преобладающая в современном хозяйстве. Данная форма кредита активно используется как государством, так и отдельными гражданами, как внутри страны, так и во внешнем экономическом обороте. В зависимости от того, кто в кредитной сделке является кредитором, выделяются следующие формы кредита: банковская, хозяйственная (коммерческая), государственная, международная, гражданская (частная, личная). Банковская форма кредита — наиболее распространенная форма.

Централизованные и децентрализованные финансы

С распадом СССР денежная система страны претерпела ряд существенных изменений. До 1991 года в структуру входили финансы общегосударственного значения, непроизводственной и производственной сферы. В госбюджете СССР были объединены непосредственно союзная денежная система, а также государственные республиканские потоки и средства соцстрахования. На первый элемент приходилось 50-52 % совокупного объема денежных ресурсов. 35 % из этих средств были в распоряжении республик, а 15 % входили в местные бюджеты. С 1 января 2000 года в РФ действует отраслевой Кодекс. В соответствии с ним, средства, находящиеся в собственности государства, объединяются в бюджетную систему — централизованные финансы. Этот институт — важнейший элемент всей денежной структуры. Однако в системе выделяют еще одно ключевое звено — децентрализованные финансы и финансы предприятий. Они лежат в основе денежной системы, так как именно в области материального производства концентрируется большая часть средств страны.

Зачем нужны централизованные финансы

Они обеспечивают возможность государству выполнять свои основные функции:

  • создавать нормативно-правовую базу;
  • контролировать выполнение законодательных норм;
  • предоставлять комфортные условия для общества;
  • регулировать рыночные отношения;
  • стимулировать новые технологией.

В основе государственных денежных систем стоят бюджеты. На первый взгляд они могут показаться обособленными, но при решении крупномасштабных задач проводится укрепление финансовых институтов, формирование консолидированного бюджета.

Особенностью применения централизованных финансов является то, что они не только обеспечивают государственный аппарат управления, но и формируют военный запас страны. Большая роль отводится и их стимулирующей функции. Она проявляется путем перераспределения средств между нуждающимися предприятиями и организациями с целью поддержания важной для экономики отрасли хозяйствования.

Публичные фонды

Сегодня в России действует трехуровневая бюджетная система. В централизованные фонды входят бюджеты:

  1. Федеральный.
  2. Субъектов РФ (краев, республик, областей, АО, городов фед. значения).
  3. Муниципальных образований.

Бюджеты представляют собой финансовую основу управления государственных и местных органов власти. Каждый из элементов системы функционирует автономно. Это значит, что нижестоящий бюджет со своими расходами и доходами не входит в вышестоящий. Внутри этих звеньев могут создаваться специальные фонды по целевому назначению или отчислениям от определенных доходов и прочих поступлений. Планирование бюджетных ресурсов осуществляется посредством составления консолидированного бюджета — сводного плана. В нем объединяются финансовые средства всех уровней системы. За счет последних обеспечивается структурное реформирование экономики, развитие техники и науки, повышается эффективность производства, проводятся преобразования в ЖКХ и военной отрасли.

децентрализованные финансы организаций

Источники формирования

Децентрализованные финансы образуются при распределении стоимости ВВП и прочих резервов. В структуре децентрализованных финансов присутствуют:

1. Собственные средства и приравненные к ним. В первую категорию входит прибыль компаний и прочие накопления. Приравненными средствами считается минимальная задолженность по:

  • оплате труда сотрудникам;
  • авансам заказчиков по исполнению определенного вида работ;
  • налоговым и неналоговым отчислениям.

2. Заемные средства. К ним относят:

  • бюджетные ссуды;
  • коммерческие кредиты;
  • банковские ссуды.

    децентрализованные финансы и финансы предприятий

3. Привлеченные потоки (средства прочих хозяйственных субъектов) — внешние инвестиции и паевые взносы.

4. Ресурсы, которые получены в порядке перераспределения на страховом и финансовом рынках, из бюджета вышестоящими организациями.

Распределение средств

Большое значение для стабильного функционирования института имеет порядок, в соответствии с которым осуществляется управление децентрализованными финансами. Он предполагает разработку определенных программ, выявление наиболее перспективных направлений распределения средств. Ресурсы могут использоваться для:

  1. Возврата заемных средств, выплаты процентной ставки.
  2. Исполнение финансовых обязательств, установленных законодательством.
  3. Покрытие расходов, касающихся расширения производства (увеличение оборотного и основного капитала, вложения, связанные с технологическим перевооружением, модернизацией, реконструкцией).

    в сферу децентрализованных финансов

Независимость субъектов

В современных условиях действующие на рынке отечественные компании обладают правом самостоятельно направлять децентрализованные финансы. Эта относительная независимость позволяет фирмам:

  • Рационально и наиболее выгодно распределять прибыль от сбыта своей продукции.
  • Распоряжаться по собственному усмотрению доходами.
  • Формировать социальные и производственные фонды.
  • Изыскивать необходимые им средства для реализации инвестиционных программ, применяя для этого, кроме прочего, внешние ресурсы (банковские кредиты, депозитные сертификаты, облигации, эмиссию и прочие инструменты).

Децентрализованные финансы организаций обеспечивают необходимыми средствами производственный сектор экономики. Основной целью коммерческих фирм выступает прибыль. Только при непрерывном ее поступлении могут осуществляться обязательные и добровольные платежи, инвестирование, выплата зарплат и прочие необходимые мероприятия, обеспечивающие повышение уровня благосостояния общества.

состав децентрализованных финансов

Домашние хозяйства

Децентрализованные финансы формируются, кроме прочего, за счет личных средств населения. Денежные ресурсы домашних хозяйств занимают особое место в рассматриваемом институте. Исключительное значение эти потоки имеют при создании НД и ВВП. Децентрализованные финансы участвуют и в процессе регулирования платежеспособного спроса в стране. Определенная доля создаваемого ВВП в форме услуг и товаров проходит через семейные бюджеты. Чем выше будут доходы населения, тем, соответственно, выше спрос на выпускаемые материальные ценности. Это, в свою очередь, обеспечивает стабильное экономическое состояние самих производителей.

2.1. Определение централизованных финансов, их сущность

Для начала определим понятие Финансы

(от лат. financia – доход, платеж при сделке) – экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

По своему составу Финансы

– совокупность целевых централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Централизованные финансы

– экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах для решения экономических, социальных и политических задач.

Централизованные финансы также называются государственными финансами

, которые включают в себя финансы государства в целом (общегосударственные финансы), финансы субъектов РФ, а также финансы органов местной власти ( муниципальные финансы).

Децентрализованные финансы

– денежные отношения, опосредующие процесс кругооборота денежных средств фирм, организаций и учреждений (ФОУ), а также домашних хозяйств[1].

В этой работе более подробно будут изучены централизованные (общегосударственные и муниципальные) финансы.

Сущность централизованных финансов

В связи с обоснованием сущности централизованных финансов дадим еще одно определение.

Централизованные финансы

— это совокуп­ность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ре­сурсов.

Материальную основу финансов составляет денежный обо­рот.

Реальный денежный оборот —

это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся пото­ком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денеж­ного оборота выступают
финансовые ресурсы,
являющиеся источ­никами финансирования расширенного воспроизводства.

Централизованные финансы

выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизо­ванными источниками финансирования государственного и му­ниципального секторов экономики, наиболее значимых про­грамм развития производства и общественного сектора, органи­заций и учреждений бюджетной сферы и т. п.

Их функциониро­вание направлено на достижение общих целей развития соци­ально ориентированной экономики.

Финансы как экономическая категория зависят от преобра­зований во взаимоотношениях между звеньями финансовой сис­темы.

Это относится прежде всего к взаимосвязям между фи­нансами макроуровня и финансами микроуровня.

Финансы макроуровня

, и прежде всего государственный и муниципаль­ный бюджеты, основываются на финансовом потенциале предприятий. Финансы способствуют достижению общих целей эко­номического развития, поэтому требуется их оптимальная орга­низация. Способ организации устанавливает качественную оп­ределенность финансов. Распределение и использование финан­совых ресурсов в государстве осуществляются в рамках интегри­рованной системы управления финансовыми потоками.

Важным методологическим фактором является определение принципов организации

и
функционирования централизованных финансов
, позволяющее выявить направления воздейст­вия финансов на развитие государственного и муниципального сек­торов экономики, выработать критерии их функционирования.

Централизованные финансы

опираются на
информационные потоки.
Принятие государственных решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решения, так и в процессе контроля за ходом его выполнения.

Эта информация содержится в оперативной и статистической отчетности, догово­рах и соглашениях, расчетных документах и т. п.

Централизованные финансы

имеют четкую
целевую ориентацию.
Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение
централизованных
задач.

На рисунке 1.2. представлена общая схема финансовой системы Российской Федерации.[2]

Сводный баланс

Вся финансовая система и ее ресурсы отражены в доходной части отчетности. Следует, однако, отметить, что сводный баланс охватывает далеко не все денежные резервы страны. Полностью в него включены только централизованные финансы — средства бюджетов и внебюджетных фондов. Что касается остальных ресурсов, то они представлены только амортизационными отчислениями и прибылью. В сводный баланс не включаются поступления от страховых выплат, заемные средства, сбережения и доходы домохозяйств, привлеченные инвестиции, отчисления от штрафных санкций. В соответствии с ориентировочными данными, на долю централизованных фондов приходится порядка 60 %, а децентрализованных — около 40 % всех финансовых ресурсов. Но если учесть все доходы домохозяйств, принять в расчет более точные величины фондов компаний, то положение может измениться в пользу последних.

управление децентрализованными финансами

Международные финансы

Это понятие, характеризующее совокупность международных финансовых ресурсов в их движении. Глобализация привела к развитию и росту международных финансов и возникновению мировых финансовых рынков.

Основными участниками мировой системы являются банки, портфельные инвесторы, транснациональные корпорации и многие другие.

Таким образом появилась международная финансовая организация. Это финансовый институт, участниками которого являются государства и негосударственные институты, поэтому они все выступают субъектами международного права. Международные финансовые организации возникли после мирового кризиса 1929-1933 гг.

МФО создается для того, чтобы страны-участники собирались для решения задач в области развития мировой экономики. Целями могут быть развитие сотрудничества, сглаживание противоречий и обеспечение целостности мировой экономики. Также такие организации анализируют тенденции в экономике, проводят операции на фондовом рынке, финансируют научные исследования и занимаются благотворительной деятельностью.

Примеры международных финансовых организаций:

  • Всемирный банк. Создан с целью организации финансовой и технической помощи развивающимся странам. Штаб-квартира находится в Вашингтоне.
  • Международный валютный фонд. Специализированное учреждение ООН, которое предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платежного баланса государства. В настоящее время МВФ объединяет 188 стран, каждая из которых может попросить кредит при соблюдении определенных условий. Штаб-квартира находится в Вашингтоне.
  • Международный банк реконструкции и развития. Член группы Всемирного банка. Цели: оказание помощи в реконструкции и развитии экономики стран-членов и содействие частным иностранным инвестициям. Штаб-квартира тоже находится в Вашингтоне.
  • Европейский инвестиционный банк. Создан с целью финансирования развития отсталых европейских стран в форме долгосрочных кредитов. Штаб-квартира находится в Люксембурге.
  • Европейский центральный банк. Эта организация выпускает евро, а также управляет официальными резервами Евросистемы. Она является полностью независимой. Штаб-квартира находится в немецком городе Франкфурте-на-Майне.

В этом уроке мы охватили финансовую систему мира, двигаясь от финансов домашних хозяйств и дошли до Всемирного банка. Конечно на самом деле все намного сложнее, однако для того, чтобы понимать финансовые новости или анализировать некоторые важные моменты, оружие у вас есть. Для того, чтобы понимать любую структуру, нужно смотреть на нее с двух точек зрения — крупным и общим планом, что мы и сделали.

В следующем уроке мы с вами займемся одним из самых важных аспектов финансового благополучия — изучением источников пассивного дохода. Также поймем важность накопления, что позволит в будущем заниматься инвестированием.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: