Когда графическое подразделение AMD еще только готовилось к выпуску Radeon RX 480 и опубликовало свои планы на ближайшее полугодие, стало известно, что семейство видеокарт Polaris будет представлено тремя продуктами — RX 460, RX 470 и RX 480. Первый основан на графическом процессоре Polaris 11, в то время как два последних включают GPU Polaris 10 с различными конфигурациями вычислительных блоков.
Наше впечатление от Radeon RX 480 сводится к тому, что видеокарта вполне оправдывает свою рекомендованную стоимость ($199 и $229) в вариантах как с 4, так и с 8 Гбайт RAM, однако тактовые частоты и энергопотребление Polaris 10 оказались не столь хороши, как можно было ожидать от GPU, произведенного по норме 14 нм FinFET. Референсный дизайн печатной платы и системы охлаждения RX 480 не в состоянии поддерживать частоту GPU на максимальном уровне и плохо приспособлен для разгона, так что сторонникам AMD в битве этого поколения следует дождаться массового появления видеокарт оригинальной конструкции (все еще довольно-таки дефицитных — это справедливо как для Radeon RX 480, так и, хотя и в меньшей степени, для GeForce GTX 1060).
Radeon RX 470 появился в более выгодных условиях: низкие тактовые частоты и частично отключенные вычислительные блоки в Polaris 10 должны способствовать снижению энергопотребления, а производители видеокарт с самого начала будут использовать качественные платы, разработанные для RX 480.
Поскольку рекомендованная цена самой дешевой видеокарты в семействе Pascal от NVIDIA (GTX 1060) на данный момент составляет $249, продукт AMD не имеет равных соперников в категории до $200, которые могли бы обеспечить уровень энергоэффективности и набор функций, представленных обеими компаниями в новом поколении GPU. Остается один вопрос — сможет ли цена новинки оправдать разницу в быстродействии между RX 470 и RX 480. Кроме того, как в случае с любыми частично заблокированными GPU, получится ли компенсировать разницу путем разгона?
⇡#Radeon RX 470
Графический процессор Polaris 10 в составе Radeon RX 470 был «порезан» не так уж и сильно по сравнению с конфигурацией GPU в RX 480. Из 36 Compute Unit’ов были отключены четыре, что привело к уменьшению количества потоковых процессоров (шейдерных ALU, в терминологии AMD) и блоков наложения текстур на 11%. При этом GPU сохранил в неприкосновенности свой back-end, включающий 32 ROP и 256-битную шину памяти.
Из двух значений тактовой частоты, которые указывает AMD для своих видеокарт, — Base Clock (частота, ниже которой GPU не опускается при типичной нагрузке) и Boost Clock (предельная частота) — последняя в RX 470 изменилась незначительно (1206 МГц против 1266 МГц у RX 480), а вот первую понизили сразу на 194 МГц. На какой частоте из этого диапазона процессор предпочитает работать в играх, нам предстоит выяснить опытным путем.
Но в целом, столь большая «вилка» между нижним и верхним значением всего лишь отражает более тесные рамки TDP видеокарты по сравнению с Radeon RX 480 (120 и 150 Вт): в принципе, GPU в RX 470 должен работать на существенно пониженных частотах, но если резерв мощности позволит, допустимы скачки к более высоким значениям. Поскольку производители будут использовать одинаковые печатные платы (вероятно, за вычетом одной фазы VRM) и системы охлаждения в RX 470 и RX 480, это дает надежду на хороший разгон, способный компенсировать небольшую разницу в количестве вычислительных блоков.
В RX 470 также понижена эффективная частота оперативной памяти — с 7/8 ГГц, характерных для RX 480, до 6,6 ГГц. Заметим, что чипы GDDR5 SDRAM с пропускной способностью 6,6 Гбит/с на контакт не выпускаются, и производители будут распаивать чипы, рассчитанные на эффективную частоту 7 ГГц, которую нетрудно будет восстановить в разгоне. Стандартный объем RAM для RX 470 – 4 Гбайт, но удвоенный объем не является чем-либо необычным для видеокарт, представленных партнерами AMD.
В сравнении с видеокартами Radeon предыдущего поколения конфигурации RX 470 соответствует Radeon R9 380X, однако новинка обладает более высокими частотами GPU и памяти, наряду с оптимизациями, которые AMD внесла в архитектуру GCN 1.3 (подробнее о них вы можете прочитать в обзоре Radeon RX 480). Техпроцесс 14 нм FinFET и усовершенствованная схемотехника GPU обеспечили снижение TDP на 70 Вт относительно такового у R9 380X. Кроме того, семейство Polaris несет ряд функциональных отличий от линейки Radeon 200/300 — таких как кодер/декодер видеопотока стандарта HEVC (H.265), новые интерфейсы вывода изображения HDMI 2.0b и DisplayPort 1.3/1.4.
Производитель | AMD | ||||
Модель | Radeon R9 370X | Radeon R9 380 | Radeon R9 380X | Radeon RX 470 | Radeon RX 480 |
Графический процессор | |||||
Кодовое название | Trinidad XT (Pitcairn XT) | Antigua Pro (Tonga Pro) | Antigua XT (Tonga XT) | Polaris 10 | Polaris 10 |
Микроархитектура | GCN 1.0 | GCN 1.2 | GCN 1.2 | GCN 1.3 | GCN 1.3 |
Техпроцесс, нм | 28 | 28 | 28 | 14 (FinFET) | 14 (FinFET) |
Число транзисторов, млн | 2 800 | 5 000 | 5000 | 5 700 | 5 700 |
Тактовая частота, МГц: Base Clock / Boost Clock | 1000/— | 970/— | 970/— | 926/1206 | 1120/1266 |
Число потоковых процессоров | 1 280 | 1 792 | 2 048 | 2 048 | 2 304 |
Число текстурных блоков | 80 | 112 | 128 | 128 | 144 |
Число ROP | 32 | 32 | 32 | 32 | 32 |
Оперативная память | |||||
Разрядность шины, бит | 256 | 256 | 256 | 256 | 256 |
Тип микросхем | GDDR5 SDRAM | GDDR5 SDRAM | GDDR5 SDRAM | GDDR5 SDRAM | GDDR5 SDRAM |
Тактовая частота, МГц (пропускная способность, Мбит/с на контакт) | 1 400 (5 600) | 1 425 (5 700) | 1 425 (5 700) | 1 650 (6 600) | 1 750 (7 000) / 2 000 (8 000) |
Объем, Мбайт | 2 048 / 4 096 | 2 048 / 4 096 | 4 096 | 4 096 | 4 096 / 8 192 |
Шина ввода/вывода | PCI Express 3.0 x16 | ||||
Производительность | |||||
Вычислительная мощность, FP32, GFLOPS (из расчета Boost Clock, если она указана) | 2 560 | 3 477 | 3 973 | 4 940 | 5 834 |
Производительность FP32/FP64 | 1/16 | 1/16 | 1/16 | 1/16 | 1/16 |
Пропускная способность оперативной памяти, Гбайт/с | 179 | 182 | 182 | 211 | 196/224 |
Вывод изображения | |||||
Интерфейсы вывода изображения | VGA, DL DVI, HDMI 1.4a, DisplayPort 1.2 | VGA, DL DVI, HDMI 1.4a, DisplayPort 1.2 | VGA, DL DVI, HDMI 1.4a, DisplayPort 1.2 | HDMI 2.0b, DisplayPort 1.3/1.4 | HDMI 2.0b, DisplayPort 1.3/1.4 |
TDP, Вт | НД | 190 | 190 | 120 | 150 |
Рекомендованная розничная цена на момент выхода (США, без налогов), $ | 179 | 199 | 229 | 179 | 199/229 |
Рекомендованная розничная цена на момент выхода (Россия), руб. | — | — | — | 15 999 | 16 310 / 18 970 |
Рекомендованная розничная цена на Radeon RX 470 в США составляет $179. Таким образом, RX 470 на $20 дешевле, чем модификация RX 480 с таким же объемом RAM. Российская цена на RX 470 (15 999 руб.) выглядит довольно-таки странно в свете того, что Radeon RX 480 с 4 Гбайт памяти оценен лишь на 311 руб. дороже. По всей видимости, AMD просто объявила более реалистичную цену, чем в случае с RX 480. Последний, будучи новым продуктом, спрос на который превышает предложение, в действительности продается за большие деньги, чем рекомендует разработчик.
Тестирование Radeon RX 470 на примере видеокарты ASUS ROG Strix
В линейке новых видеокарт AMD мы пока не успели рассмотреть только Radeon RX 470. Исправим это в данной статье. Изучим возможности младшей модели на Polaris 10 в номинале и в разгоне на примере видеокарты от компании ASUS.
Radeon RX 470
Radeon RX 470 вместе с Radeon RX 480 базируются на одном графическом процессоре Polaris 10, который использует новейшую архитектуру GCN четвертого поколения. Но из 36 Compute Unit у младшей версии активно 32, т.е. вместо 2304 потоковых процессоров Radeon RX 470 оперирует 2048 ядрами, из 144 текстурных блоков активно 128.
В новом поколении увеличена производительность Compute Unit относительно предыдущих решений, повышена эффективность ПСП благодаря алгоритмам сжатия данных. Поэтому Radeon RX 470/480 довольствуются 256-битной шиной памяти, но работают с ней быстрее предшествующих моделей. Улучшены блоки обработки геометрии, работа асинхронных вычислений Async Compute. Объем кэш-памяти L2 возрос до 2 МБ.
Кроме изменений в конфигурации вычислительных блоков Radeon RX 470 отличается от Radeon RX 480 еще и рабочими частотами. Для младшей видеокарты базовая частота GPU установлена на 926 МГц, а частота Boost до 1206 МГц. Относительно частот Radeon RX 480 разница в максимальном значении небольшая, а вот по базовой частоте почти 21%. Память GDDR5 работает при эффективной частоте 6600 МГц, что тоже на 21% ниже частот памяти старшей карты.
По конфигурации вычислительных блоков Radeon RX 470 ближе всего к Radeon R9 380X. При этом TDP у новинки лишь 120 Вт благодаря новому 14-нм техпроцессу. Для сравнений нужно напомнить, что для Radeon RX 480 заявлено 150 Вт.
Сведем характеристики новых и старых видеокарт AMD Radeon в одну таблицу.
Видеоадаптер | Radeon RX 480 | Radeon RX 470 | Radeon R9 390 | Radeon R9 290 | Radeon R9 380X | Radeon R9 280X |
Ядро | Polaris 10 | Polaris 10 | Grenada | Hawaii | Antigua | Tahiti |
Количество транзисторов, млн. шт | 5700 | 5700 | 6020 | 6020 | 5000 | 4313 |
Техпроцесс, нм | 14 | 14 | 28 | 28 | 28 | 28 |
Площадь ядра, кв. мм | 232 | 232 | 438 | 438 | 366 | 352 |
Количество потоковых процессоров | 2304 | 2048 | 2560 | 2560 | 2048 | 2048 |
Количество текстурных блоков | 144 | 128 | 160 | 160 | 128 | 128 |
Количество блоков рендеринга | 32 | 32 | 64 | 64 | 32 | 32 |
Частота ядра, МГц | 1120–1266 | 926–1206 | До 1000 | До 947 | до 970 | 1000 |
Шина памяти, бит | 256 | 256 | 512 | 512 | 256 | 384 |
Тип памяти | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 |
Частота памяти, МГц | 8000 | 6600 | 6000 | 5000 | 5700 | 6000 |
Объём памяти, МБ | 8192/4096 | 4096 | 8192 | 4096 | 4096 | 3072 |
Поддерживаемая версия DirectX | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 |
Интерфейс | PCI-E 3.0 | PCI-E 3.0 | PCI-E 3.0 | PCI-E 3.0 | PCI-E 3.0 | PCI-E 3.0 |
Уровень TDP, Вт | 150 | 120 | 275 | 275 | 190 | 250 |
Radeon RX 470 изначально заявлены с 4 ГБ видеопамяти, но некоторые производители уже представили модели на 8 ГБ. Также партнеры AMD сразу получили свободу по модификации карт серии RX 470, благодаря чему в продажу поступило много нереференсных версий. На примере такой видеокарты мы и познакомимся с новинкой.
ASUS ROG Strix Radeon RX 470 (ROG STRIX-RX470-O4G-GAMING)
Видеокарта поставляется в коробке средних размеров с большой яркой надписью Strix на лицевой стороне.
Комплектуется диском с программным обеспечением и инструкцией. Среди приятных бонусов стоит отметить две стяжки-липучки для проводов и код на 15 дней «Премиума» в World of Warships.
ASUS оснащен крупным кулером с двумя большими вентиляторами и тепловыми трубками. Охлаждение накрыто черным пластиковым кожухом.
Видеокарта выглядит солиднее референсной версии Radeon RX 480, что внушает уважение и надежды на отличные температурно-шумовые характеристики.
Строгий внешний вид дополняется подсвечиваемым логотипом на торце.
Плата полноформатная, а не укороченная, как у референсной старшей карты. Один разъем питания расположен в углу и развернут защелкой вверх. Разбору видеокарты препятствует пломба на одном из винтов.
В основе кулера две толстые тепловые трубки 8-мм, которые напрямую контактируют с поверхностью графического кристалла.
Трубки плотно подогнаны друг к другу в желобках основания.
Радиатор набран из ряда тонких пластин, которые пронизаны тепловыми трубками.
На радиатор при помощи защелок цепляется кожух с парой вентиляторов Everflow T129215SM типоразмера 100 мм. Для гашения вибрации под вентиляторами есть мягкие прокладки.
Отдельный радиатор предусмотрен для транзисторов узла питания.
Взглянем на плату. Сбоку прикручено ребро жесткости во избежание деформации текстолита. Система питания GPU расположена в правой части, насчитывает четыре фазы. Подсистема питания памяти двухфазная.
Чип Polaris 10 окружен массивной рамкой, сам кристалл без маркировки на поверхности. Четыре гигабайта памяти набраны микросхемами SKhynix H5GC4H24AJR R0C.
ASUS STRIX-RX470-O4G-GAMING работает на повышенных частотах. Изначально частота ядра увеличена до 1270 МГц, что является максимальным значением. Базовая частота в официальных источниках не указывается, но можно предположить, что она на уровне 990 МГц или даже выше. Память без заводского разгона.
Для мониторинга и разгона мы использовали приложение ASUS GPU Tweak II, которое дает максимум возможностей для контроля и управления рабочими параметрами новых видеокарт Radeon от ASUS. Отметим, что многие возможности доступны в стандартном приложении WattMan из AMD Radeon Settings (Настройки Radeon).
Видеокарты с приставкой GAMING поддерживают несколько рабочих режимов. В данном случае 1270 МГц отвечают самому производительному режиму OC Mode. При выборе профиля настроек Gaming Mode частота снижается до 1250 МГц, в Silent Mode до 1230 МГц.
Мы ограничились начальными установками при тестировании. И даже при в таком режиме реальная частота GPU сильно варьировалась в нагрузке и была заметно ниже 1270 МГц. При нагрузке бенчмарком Metro: Last Light в 2K при максимальном качестве (левый нижний скриншот) частоты были не просто ниже 1200 МГц, но с просадками почти до 1100 МГц. Примерно такая же картинка наблюдалась в Tom Clancy’s The Division, хотя тут уже были пиковые значения на уровне 1270 МГц.
На референсной видеокарте Radeon RX 480 разброс в частотах был меньше, хотя стандартная версия не отличается хорошим охлаждением. Здесь же нагрев не более 60 °C при 25°C внутри помещения. Такое значение и стоит в AMD WattMan в качестве температурного ограничителя, но видеокарта к нему едва приближается, так что основную роль в снижении частот играет жесткое ограничение по мощности.
Отметим еще, что кроме слабого нагрева ASUS порадовал и минимальным шумом, что при скорости вращения вентиляторов менее 1400 об/мин не удивительно.
Видеокарта ASUS заменит нам и обычную версию Radeon RX 470 путем простого снижения частоты ядра до 1206 МГц.
Как обстоят дела с разгоном? Изначально на ASUS удалось достичь частот близких к уровню 1,4 ГГц, но с серьезным повышением рабочего напряжения. При повышении лимита мощности до предела (150% от начального уровня) удавалось получить практически стабильную частоту с минимальными отклонениями ниже максимального уровня. Но после испытания тяжелыми играми начинались проблемы. При очень высоких напряжениях частота могла уходить вниз даже при невысоких температурах или возникали периодические «фризы». Были зависания и другие сбои. В итоге пришлось остановиться на отметке в 1350 МГц при минимальном повышении напряжения на 12 мВ в утилите ASUS GPU Tweak II. В такой конфигурации единственной проблемой остались редкие фризы, которые возникали лишь в паре приложений, но такие результаты мы просто не учитывали при подсчете средних данных. Память удалось разогнать до 7556 МГц. Скорость вентиляторов была принудительно повышена до уровня примерно 1900 об/мин. Определенный шум в таком режиме был заметен, но без какого-то серьезного дискомфорта.
Как видно по скриншотам, частота ядра держалась у максимума в 1350 МГц, отклонения минимальные. Причем в этот раз просадки более явные в The Division, но все равно не ниже 1335 МГц. Так что реальный прирост по частотам должен быть весьма неплохим. Что до нагрева, то при выбранной скорости вентиляторов пиковое значение температуры ядра не превышало 71 °C.
Характеристики тестируемых видеокарт
Производительность Radeon RX 470 будет сравниваться со старшими видеокартами Radeon RX 480, Radeon R9 290, GeForce GTX 1070 и GeForce GTX 970 из недавнего тестирования Radeon RX 480.
Технические характеристики всех участников описаны в таблице.
Видеоадаптер | Radeon RX 480 | Radeon R9 290 | ASUS ROG Strix RX 470 | Radeon RX 470 | GeForce GTX 1060 | GeForce GTX 970 |
Ядро | Polaris 10 | Hawaii | Polaris 10 | Polaris 10 | GP106 | GM204 |
Количество транзисторов, млн. шт | н/д | 6020 | 5700 | 5700 | 4400 | 5200 |
Техпроцесс, нм | 14 | 28 | 14 | 14 | 16 | 28 |
Площадь ядра, кв. мм | 232 | 438 | 232 | 232 | н/д | 398 |
Количество потоковых процессоров | 2304 | 2560 | 2048 | 2048 | 1280 | 1664 |
Количество текстурных блоков | 144 | 160 | 128 | 128 | 80 | 104 |
Количество блоков рендеринга | 32 | 64 | 32 | 32 | 48 | 56 |
Частота ядра, МГц | 1120–1266 | До 947 | 990–1270 | 926–1206 | 1506–1708 | 1051–1178 |
Шина памяти, бит | 256 | 512 | 256 | 256 | 192 | 256 |
Тип памяти | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 |
Частота памяти, МГц | 8000 | 5000 | 6600 | 6600 | 8000 | 7010 |
Объём памяти, МБ | 8192 | 4096 | 4096 | 4096 | 6144 | 3584 + 512 |
Поддерживаемая версия DirectX | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 |
Интерфейс | PCI-E 3.0 | PCI-E 3.0 | PCI-E 3.0 | PCI-E 3.0 | PCI-E 3.0 | PCI-E 3.0 |
Мощность, Вт | 150 | 275 | 120 | 120 | 120 | 145 |
Тестовый стенд
Конфигурация тестового стенда следующая:
- процессор: Intel Core i7-6950X (3,[email protected],1 ГГц);
- кулер: Noctua NH-D15 (два вентилятора NF-A15 PWM, 140 мм, 1300 об/мин);
- материнская плата: Gigabyte GA-X99P-SLI;
- память: G.Skill F4-3200C14Q-32GTZ (4×8 ГБ, DDR4-3200, CL14-14-14-35);
- системный диск: Intel SSD 520 Series 240GB (240 ГБ, SATA 6Gb/s);
- дополнительный диск: Hitachi HDS721010CLA332 (1 ТБ, SATA 3Gb/s, 7200 об/мин);
- блок питания: Seasonic SS-750KM (750 Вт);
- монитор: ASUS PB278Q (2560х1440, 27″);
- операционная система: Windows 10 Pro x64;
- драйвер Radeon RX 470: AMD Grimson 16.7.3;
- драйвер Radeon RX 480 и R9 290: AMD Grimson 16.6.2;
- драйвер GeForce GTX 1060: NVIDIA GeForce 368.64;
- драйвер GeForce GTX 970: NVIDIA GeForce 368.39.
За основу взята тестовая методика, описанная в одной из прошлых статей. Но поскольку там использовалась конфигурация настроек для топовых видеокарт, то в данном сравнении для некоторых приложений задействованы более простые параметры в соответствии с конфигурацией настроек, которые использовались в тестировании Radeon RX 480.
Результаты тестирования
Batman: Arkham Knight
В Arkham Knight между Radeon RX 470 и Radeon RX 480 разница около 10% по средней частоте кадров и более 20% по минимальному fps. Изначально младшая карта чуть слабее Radeon R9 290 и GeForce GTX 970, но это легко перекрывается разгоном. При максимальных частотах удается обогнать GeForce GTX 1060 в номинале.
Battlefield 4
Новые Radeon уступают старичку R9 290 в игре Battlefield 4, проигрывая попутно и GeForce GTX 970. После разгон Radeon RX 470 выходит на уровень производительности Radeon RX 480. Прирост от повышения частот 15%.
DiRT Rally
Еще один тест, где старый Radeon R9 290 одерживает вверх над новинками на базе Polaris 10. Между Radeon RX 470 и Radeon RX 480 разница в 13%, и младший участник как раз компенсирует разрыв за счет своего разгона.
DOOM
В шутере DOOM у Radeon RX 470 минимальное отставание от Radeon R9 290. В разгоне вся тройка AMD демонстрирует схожие результаты.
В качестве дополнения приведем данные тестирования Radeon RX 470 в API Vulkan. Измерить fps в таком режиме можно только с помощью приложения Action! И только в оконном режиме. Последнее может как-то сказаться на точности измерений, но общую тенденцию можно увидеть.
Переход к Vulkan ускоряет новичка на 30%, что является впечатляющим результатом.
Fallout 4
Radeon RX 470 уступает менее 9% GeForce GTX 970 и до 14% Radeon RX 470 в Fallout 4. Прирост от разгона позволяет компенсировать отставание от старшего товарища.
Far Cry Primal
Radeon RX 470 уступает Radeon RX 480 примерно 13–15%. Отставание от GeForce GTX 970 в Far Cry Primal минимально. Разгон обеспечивает ускорение ASUS на 16%.
Gears of War: Ultimate Edition
В игре задействованы самые тяжелые настройки графики с 4K-текстурами
И даже с таким режимом Radeon RX 470 справляется очень достойно, обгоняя GeForce GTX 970. У новичка меньше просадки по fps, и по минимальному параметру он равен GeForce GTX 1060. Хотя в данном конкретном случае к этим показаниям нужно относиться осторожно, не забывая ориентироваться на средние показатели.
Grand Theft Auto 5
Одинаковый минимальный fps у моделей Polaris в GTA 5, что можно объяснить более новым драйвером у младшей карты. По средней частоте кадров новинка слабо отличается от Radeon R9 290 и GeForce GTX 970. Разгон позволяет обойти Radeon RX 480.
Just Cause 3
Radeon RX 470 в Just Cause 3 минимально уступает своим ближайших соперникам — Radeon R9 290 и GeForce GTX 970. Отставание от старшей модели новой серии менее 15%, это компенсируется за счет разгона. Более того, повышенные частоты позволяют немного обойти Radeon RX 480 в номинале.
Metro: Last Light
Radeon RX 470 хоть и проигрывает GeForce GTX 970 в Last Ligh, но демонстрирует хороший fps в высоком разрешении, что само по себе приятно. Разница с Radeon RX 480 почти 17%, но разрыв компенсируется после повышения частот Radeon RX 470.
Quantum Break
Отличные показатели у Radeon RX 470 в Quantum Break. При начальных частотах видеоадаптер занимает среднюю позицию между GeForce GTX 970 и GeForce GTX 1060. Отставание от Radeon RX 480 на уровне 16–17%. С разгоном младший товарищ этот разрыв компенсирует, заодно удается чуть обойти GeForce GTX 1060 в номинале.
Rise of the Tomb Raider
Radeon RX 470 с трудом выдает едва приемлемый fps в Rise of the Tomb Raider при очень высоком качестве в Full HD, но разгон позволяет вывести показатели на более комфортный уровень. Приятно, что новичок быстрее Radeon R9 290. Разница с Radeon RX 480 на уровне 23–32%, что связано в том числе с высоким объемом памяти у старшего товарища.
The Witcher 3: Wild Hunt
Герой обзора в The Witcher 3 проигрывает GeForce GTX 970 только по средней частоте кадров. Отставание от Radeon R9 290 на уровне 6%, отставание от Radeon RX 480 на уровне 15–17%. Разгон обеспечивает ускорение более 20%, позволяя максимально приблизиться к показателям GeForce GTX 1060
Tom Clancy’s The Division
Аутсайдером в The Division оказывается Radeon R9 290. Новичок чуть быстрее. ASUS при заводским частотах идет наравне с GeForce GTX 970. Разница между Radeon RX 470 и Radeon RX 480 до 15%, разгон ускоряет первого на 17–19%.
Дополнительно проводилось тестирование в более высоком разрешении в качестве стресс-режима.
Общая расстановка сил меняется слабо, за исключением того, что Radeon R9 290 получает преимущество относительно Radeon RX 470. Соотношение со старшим Polaris на прежнем уровне.
Total War: Warhammer
Новый тест в новой игре. Использовался специальный бенчмарк с поддержкой DirectX 12.
Тут Radeon RX 470 оказывается наравне с Radeon R9 290 и уверенно обходит всех соперников от NVIDIA.
XCOM 2
При начальных частотах Radeon RX 470 уступает несколько процентов GeForce GTX 970. Разница с Radeon RX 480 в XCOM 2 до 17%, но младший видеоадаптер полностью ее компенсирует после своего разгона.
3DMark 11
Новый Radeon заметно уступает GeForce GTX 970 в данном тесте, но разгон минимизирует разрыв. Разница между Radeon RX 470 и Radeon RX 480 почти 19%.
3DMark Fire Strike
В данном тесте отставание от GeForce GTX 970 меньше, поэтому повышение частот позволяет легко обогнать соперника. Разница с Radeon RX 480 около 15%.
Энергопотребление
Замеры производились согласно описанной ранее методике, но без учета данных старших видеокарт в Total War: Attila.
В номинале у Radeon RX 470 чрезвычайно низкие показатели на фоне товарищей из стана AMD. Особенно впечатляет разница с Radeon R9 290. Новичок по этому критерию выигрывает и у GeForce GTX 970. Но первое место по экономичности остается за GeForce GTX 1060. Также стоит отметить, что в разгоне ситуация резко меняется, потребляемая Radeon RX 470 мощность увеличивается.
Выводы
Выпуском видеокарты Radeon RX 470 компания AMD укрепляет позиции в среднем классе. Новинка, которая по всем параметрам должна сменить Radeon R9 380X, по производительности ближе к Radeon R9 290, уступая лишь несколько процентов старой модели. Отставание от Radeon RX 480 в среднем на уровне 15%, но бывает и больше. Более высокий объем памяти может стать важным фактором преимущества старшей видеокарты на базе GPU Polaris 10. При этом потенциала Radeon RX 470 с 4 ГБ хватает не только для Full HD, в некоторых играх видеокарте по плечу и разрешение 2K. В новых требовательных играх, особенно под DirectX 12, Radeon RX 470 является прямым конкурентом для GeForce GTX 970, хотя в чуть более ранних проектах новинка слабее. Все это сочетается с низким энергопотреблением и низкой рекомендованной ценой, благодаря чему Radeon RX 470 станет весьма привлекательной покупкой в своем классе.
Стоит отметить, что низкий уровень энергопотребления в номинале связан с жесткими ограничениями. По этой причине у Radeon RX 470 плавающая частота ядра, которая может быть заметно ниже заявленных 1206 МГц. В этом плане новые Radeon начинают походить на GeForce. И, как вы могли заметить, мы даже стали указывать на графиках производительности полный диапазон частот ядра Radeon вместо одного конечного значения.
Рассмотренная видеокарта ASUS ROG STRIX-RX470-O4G-GAMING порадовала низким нагревом и минимальным шумом. Качественная система охлаждения отлично справляется со своими задачами при заводском разгоне, который, впрочем, обеспечивает минимальное ускорение. Чтобы выжать максимум из видеокарты, нужно вместе с частотами увеличивать лимит мощности и температуры. Итоговый разгон у ASUS можно смело назвать удачным, ведь наш экземпляр сумел пройти тесты при стабильной частоте ядра в 1350 МГц, хотя чувствовалось, что это предел возможностей. С разгоном ASUS сумел нагнать (а иногда и обогнать) Radeon RX 480. Такое ускорение связано с резким ростом тепловыделения, но кулер может охладить карту без серьезного шума и в таком режиме. Так что мы смело рекомендуем ASUS ROG Strix Radeon RX 470 к покупке!
⇡#SAPPHIRE NITRO+ Radeon RX 470: технические характеристики, комплект поставки, цена
У Radeon RX 470 формально не существует референсной версии. Производители будут использовать платы и системы охлаждения собственной разработки, хотя SAPPHIRE, к примеру, одновременно выпустила и оригинальный NITRO+ Radeon RX 470, и видеокарту на базе референсного дизайна RX 480 (что неудивительно, т. к. именно SAPPHIRE много лет производит референсные карты для ATI/AMD).
Для тестирования нам предоставили SAPPHIRE NITRO+ Radeon RX 470 в модификации с 4 Гбайт RAM. GPU видеокарты предварительно разогнан с референсных частот до 1143/1260 МГц, а память — до 7 ГГц. Любопытно, что версия NITRO+ RX 470 с удвоенным объемом памяти обладает более низкой базовой частотой GPU (1121 МГц), но чипы RAM работают на эффективной частоте 8 ГГц, что в результате обеспечивает картам одинаковый TDP — 150 Вт.
Комплект поставки NITRO+ Radeon RX 470 включает бумажную документацию и диск с ПО.
Сравнение производителей
Марка | Макс. разрешение | Частота GPU | Объем видеопамяти | Частота видеопамяти | Цена (в рублях) |
Sapphire Nitro Radeon RX 47 | 7680х4320 | 1143 МГц | 4096 Мб | 7000 Мгц | ~ 16 000 |
MSI RX 470 | 7680х4320 | 1206 МГц | 4096 Мб | 6600 МГц | ~ 16 000 |
ASUS RX 470 | 7680х4320 | 1206 МГц | 8192 Мб | 6600 МГц | ~ 17 300 |
PALIT GeForce GTX RX 470 | 2560×1600 | 607 МГц | 1280 Мб | 3348 МГц | ~ 10 000 |
Цены, указанные в таблице, являются сравнительными. Следует отметить, что использованные видеокарты в интернет-магазинах продаются в разы дешевле.
⇡#SAPPHIRE NITRO+ Radeon RX 470: конструкция
Помимо измененной конфигурации графического процессора и отличий в системе питания (которые мы увидим позже), видеокарта физически ничем не отличается от модели NITRO+ RX 480.
Компоненты устройства охлаждаются кулером открытой конструкции — довольно коротким по сравнению с «турбиной» RX 480 референсного дизайна, но выступающим за пределы платы по ширине. С обратной стороны прикреплена защитная пластина, прорези в которой выпускают воздух, прошедший через радиатор кулера.
Кожух системы охлаждения украшен RGB-светодиодами, цвет которых регулируется посредством утилиты SAPPHIRE TRIXX 3.0. Помимо постоянного оттенка, можно выбрать один из динамических режимов (также переключаемых кнопкой на плате): простая голубая подсветка, переливающаяся «радуга», цветовая индикация температуры GPU или скорости вращения вентиляторов.
Радиатор имеет два основания — одно, с медной вставкой, прижато к графическому процессору и чипам RAM, другое снимает тепло с транзисторов VRM. Воздух нагнетают два вентилятора диаметром 95 мм на двойных шарикоподшипниках, соединенные с платой через разъемы, что позволяет их легко демонтировать для очистки.
Внешний вид и дизайн
Над дизайном видеокарты ASUS Radeon RX 470 Strix 4Gb значительно поработали. Внешний вид новинки схож с модельным рядом линейки Matrix Platinum, относящийся к топовым продуктам компании ASUS, что для бюджетного 3D-ускорителя отличная новость.
ASUS Radeon RX 470 Strix оснащена фирменной системой охлаждения DirectCU II, которая обещает быть тише и эффективнее предшественниц. Два вентилятора типоразмера 95 мм полностью накрывают видеокарту. Длина графического ускорителя составляет 240 мм, ширина – 114 мм.
Обратная сторона лишена опорной металлической пластины, однако, присутствует ребро жесткости в верхней части печатной платы. Отметим и выступающий кулер за край PCB.
На задней интерфейсной панели размещены четыре разъема — пара Dual-Link DVI-D, единичные DisplayPort 1.4 и HDMI 2.0.
Компания AMD добилась определенных успехов в снижении энергопотребления новых графических решений. Для младшего чипа Polaris 10 уровень потребляемой мощности составляет 120 Вт, что позволяет видеокарте ASUS Radeon RX 470 Strix обходится только одним шестиконтактным разъемом.
Сбоку в кожухе системы охлаждения расположена RGB-подсветка Aura логотипа Republic of Gamers. Наиболее интересным выглядит отображение с помощью цвета текущей температуры графического процессора, что отлично информирует о состоянии и нагреве видеокарты.
⇡#SAPPHIRE NITRO+ Radeon RX 470: плата
Плата NITRO+ RX 470 оснащена разъемом DVI-D, от которого AMD избавилась в референсных образцах, а один из трех выходов DisplayPort производитель поменял на HDMI.
Как и другие видеокарты на чипах AMD, эта позволяет переключаться между разными версиями BIOS, записанными в две микросхемы. Один из BIOS устанавливает референсные для Radeon RX 470 частоты GPU и памяти, другой включает заводской разгон согласно спецификациям SAPPHIRE.
Восьмиконтактный разъем питания вместе со слотом PCI Express x16 обеспечивает плате мощность 225 Вт. Преобразователь напряжения работает по схеме 4+1 фаза (для питания GPU и RAM соответственно), и дополнительно — фаза PLL.
Напряжение на GPU регулируется ШИМ-контроллером IR 3567B, который используется в видеокартах AMD со времен Radeon R9 290X. Силовая часть схемы включает долговечные полимерные конденсаторы и дроссели с ребристыми «микрорадиаторами» под фирменной маркой Black Diamond 4. По заявлению производителя, они нагреваются на 15% меньше по сравнению с катушками, которые встречались в картах AMD от SAPPHIRE предыдущего поколения.
⇡#Технические характеристики и рекомендованная стоимость
Технические характеристики и стоимость видеокарты ASUS ROG Strix RX 470 OC приведены в таблице в сравнении с показателями эталонных версиий AMD Radeon RX 480 и AMD Radeon RX 470, где ключевые отличия выделены полужирным шрифтом.
Наименование технических характеристик | AMD Radeon RX 480 | AMD Radeon RX 470 | ASUS ROG Strix RX 470 OC | |
Графический процессор | Polaris 10 XT Ellesmere (TSMC) | Polaris 10 XT Ellesmere (TSMC) | Polaris 10 XT Ellesmere (TSMC) | |
Техпроцесс, нм | 14 | 14 | 14 | |
Площадь кристалла, мм2 | 232 | 232 | 232 | |
Число транзисторов, млн | 5700 | 5700 | 5700 | |
Частота графического процессора, МГц | 3D | 1120 (1266 – boost) | 926 (1206 – boost) | 1250 (1270 – boost) |
2D | 367 | 300 | 300 | |
Число унифицированных шейдерных процессоров, шт. | 2304 | 2048 | 2048 | |
Число текстурных блоков, шт. | 144 | 128 | 128 | |
Число блоков растровых операций (ROPs), шт. | 32 | 32 | 32 | |
Теоретическая максимальная скорость закраски, Гпикс./с | 40,5 | 38,6 | 40,6 | |
Теоретическая максимальная скорость выборки текстур, Гтекс./с | 182,3 | 154,4 | 162,6 | |
Тип поддерживаемой памяти | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 | |
Разрядность шины обмена с памятью, бит | 256 | 256 | 256 | |
Эффективная частота работы видеопамяти, МГц | 3D | 7 000 / 8 000 | 6 600 | 6 600 |
2D | 1 200 | 1 200 | 1 200 | |
Объем памяти, Гбайт | 4 / 8 | 4 | 4 | |
Полоса пропускания видеопамяти, Гбайт/с | 256,0 | 211,2 | 211,2 | |
Пиковая потребляемая мощность в 3D режиме работы, Вт | 3D | 150 | 120 | 120 |
2D | н/д | н/д | н/д | |
Требования к мощности блока питания, Вт | 500 | 500 | 500 | |
Размеры видеокарты, мм (Д × В × Т) | 244 × 102 × 38 | 244 × 102 × 38 | 242 × 129 × 42 | |
Вес, г | н/д | н/д | 648 | |
Интерфейс | PCI-Express x16 (v3.0) | PCI-Express x16 (v3.0) | PCI-Express x16 (v3.0) | |
Выходы | 1 HDMI v2.0b, 3 DisplayPort v1.4 | 1 HDMI v2.0b, 3 DisplayPort v1.4 | 2 DVI-D, 1 HDMI v2.0b, 1 DisplayPort v1.4 | |
Минимальная розничная стоимость*, руб. | 15100 / 17 850 | 12 900 | 14 450 |
* По данным «Яндекс.Маркета» на 23.12.2016.
⇡#Тестовый стенд, методика тестирования
Конфигурация тестовых стендов | |
CPU | Intel Core i7-5960X @ 4 ГГц (100 × 40) |
Материнская плата | ASUS RAMPAGE V EXTREME |
Оперативная память | Corsair Vengeance LPX, 2133 МГц, 4 × 4 Гбайт |
ПЗУ | Intel SSD 520 240 Гбайт + Crucial M550 512 Гбайт |
Блок питания | Corsair AX1200i, 1200 Вт |
Система охлаждения CPU | Thermalright Archon |
Корпус | CoolerMaster Test Bench V1.0 |
Монитор | NEC EA244UHD |
Операционная система | Windows 10 Pro x64 |
ПО для GPU AMD | |
AMD Radeon RX 470 | Radeon Software Crimson Edition 16.8.1 RC11 Non-WHQL |
Остальные | Radeon Software Crimson Edition 16.7.2 Non-WHQL |
ПО для GPU NVIDIA | |
Все | GeForce Game Ready Driver 368.64 Beta |
CPU работает на постоянной частоте. В настройках драйвера NVIDIA в качестве процессора для вычисления PhysX выбран CPU. В настройках драйвера AMD настройка Tesselation переведена из состояния AMD Optimized в Use application settings.
Бенчмарки: синтетические | |||
Тест | API | Разрешение | Полноэкранное сглаживание |
3DMark Fire Strike | DirectX 11 (feature level 11_0) | 1920 × 1080 | Выкл. |
3DMark Fire Strike Extreme | 2560 × 1440 | ||
3DMark Fire Strike Ultra | 3840 × 2160 | ||
3DMark Time Spy | DirectX 12 (feature level 11_0) | 2560 × 1440 |
Бенчмарки: игры | |||
Игра (в порядке даты выхода) | API | Настройки | Полноэкранное сглаживание |
1920 × 1080 / 2560 × 1440 | |||
Crysis 3 + FRAPS | DirectX 11 | Макс. качество. Начало миссии Swamp | MSAA 4x |
Battlefield 4 + FRAPS | Макс. качество. Начало миссии Tashgar | MSAA 4x + FXAA High | |
Metro: Last Light Redux, встроенный бенчмарк | Макс. качество | SSAA 4x | |
Middle-Earth: Shadow of Mordor, встроенный бенчмарк | Макс. качество | Не поддерживается | |
GTA V, встроенный бенчмарк | Макс. качество | MSAA 4x + FXAA | |
DiRT Rally | Макс. качество | MSAA 4x | |
Rise of the Tomb Raider, встроенный бенчмарк | DirectX 12 | Макс. качество, VXAO выкл. | SSAA 4x |
Far Cry Primal, встроенный бенчмарк | DirectX 11 | Макс. качество | SMAA |
Tom Clancy’s The Division, встроенный бенчмарк | Макс. качество, HFTS выкл. | SMAA 1x High | |
Ashes of the Singularity, встроенный бенчмарк | DirectX 12 | Макс. качество | MSAA 4x |
DOOM + FRAPS | Vulkan | Макс. качество. Миссия Foundry | TSSAA 8TX |
Total War: WARHAMMER встроенный бенчмарк | DirectX 12 | Макс. качество | MSAA 4x |
Бенчмарки: вычисления | |
Программа | Настройки |
DXVA Checker, Decode Benchmark, H.264 | Файлы 1920 × 1080p (High Profile, L4.1), 3840 × 2160p (High Profile, L5.1). Microsoft H264 Video Decoder |
DXVA Checker, Decode Benchmark, H.265 | Файлы 1920 × 1080p (Main Profile, L4.0), 3840 × 2160p (Main Profile, L5.0). Microsoft H265 Video Decoder |
LuxMark 3.1 x64 | Сцена Hotel Lobby (Complex Benchmark) |
Sony Vegas Pro 13 | Бенчмарк Sony для Vegas Pro 11, продолжительность — 65 с, рендеринг в XDCAM EX, 1920 × 1080p 24 Гц |
SiSoftware Sandra 2016, Scientific Analysis | Open CL, FP32/FP64 |
CompuBench CL Desktop Edition X64, Ocean Surface Simulation | — |
CompuBench CL Desktop Edition X64, Particle Simulation— 64K | — |
⇡#Участники тестирования
В тестировании производительности приняли участие следующие видеокарты:
- AMD Radeon RX 480 (1266/8000 МГц, 8 Гбайт);
- AMD Radeon RX 470 (1206/7000 МГц, 4 Гбайт);
- AMD Radeon R9 390X (1050/6000 МГц, 8 Гбайт);
- AMD Radeon R9 380X (970/5700 МГц, 4 Гбайт);
- AMD Radeon R9 370X (1000/5600 МГц, 2 Гбайт);
- NVIDIA GeForce GTX 1060 (1506/8000 МГц, 6 Гбайт);
- NVIDIA GeForce GTX 970 (1050/7010 МГц, 4 Гбайт);
- NVIDIA GeForce GTX 960 (1126/7010 МГц, 2 Гбайт).
Система охлаждения
Система охлаждения является одним из главных параметров для графического ускорителя, на который при покупке обращают свое внимание пользователи. Оно и верно: никто не хочет слышать в ПК ревущий самолет или видеть очень высокие температуры.
Фирменный кулер DirectCU II построен по технологии прямого контакта с графическим процессором (игра слов: Direct CU => «прямой медный контакт»). Из центра расходятся две U-образные восьмимиллиметровые тепловые трубки. Соединения аккуратно и почти незаметно пропаяны.
Две тепловые трубки пронизывают 55 алюминиевых никелированных пластин, которые образуют массивный радиатор. Он крепится к пластиковому кожуху с помощью обычных защелок. В сравнении с моделью ASUS Radeon R9 380X Strix кулер претерпел определенные изменения.
За активную часть отвечают два вентилятора типоразмера 95 мм с широкой крыльчаткой, используемые в том числе на топовых видеокартах от NVIDIA. Перед нами модель T129215SМ производства Everflow, способные работать в диапазоне 0 — 2500 об/мин.
Под кулером можно заметить и небольшой алюминиевый радиатор с длинными ребрами, который отводит тепло от силовых элементов подсистемы питания.
В качестве термоинтерфейса использована термопрокладка бурого цвета. Отпечаток прижима хороший. Рядом расположено ребро жесткости, защищающее видеокарту от прогибания.
⇡#Производительность: 3DMark
В 3DMark разница между RX 470 и RX 480, а также GTX 1060 совсем невелика — в среднем 7 и 10% соответственно. Новинка опережает R9 370X и R9 380X на 47 и 27%.
3DMark (Graphics Score) | |||||||||
Разрешение | AMD Radeon RX 470 (4 Гбайт) | AMD Radeon RX 480 (8 Гбайт) | AMD Radeon R9 370X (2 Гбайт) | AMD Radeon R9 380X (4 Гбайт) | AMD Radeon R9 390X (8 Гбайт) | NVIDIA GeForce GTX 960 (2 Гбайт) | NVIDIA GeForce GTX 970 (4 Гбайт) | NVIDIA GeForce GTX 1060 (6 Гбайт) | |
Fire Strike | 1920 × 1080 | 11 579 | 12 310 | 6 254 | 8 948 | 13 349 | 7 473 | 11 117 | 12 889 |
Fire Strike Extreme | 2560 × 1440 | 5 167 | 5 523 | 2 875 | 4 038 | 5 987 | 3 474 | 5 178 | 5 866 |
Fire Strike Ultra | 3840 × 2160 | 2 564 | 2 701 | 3 103 | 2 086 | 3 009 | 753 | 2 467 | 2 825 |
Time Spy | 2560 × 1440 | 3 605 | 3 953 | 1 543 | 2 813 | 4 137 | 2 151 | 3 247 | 3 813 |
Макс. | +10% | +21% | -19% | +17% | -33% | +0% | +14% | ||
Среднее | +7% | -32% | -21% | +16% | -45% | -4% | +10% | ||
Мин. | +5% | -57% | -23% | +15% | -71% | -10% | +6% |
⇡#Производительность: игры (1920 × 1080, 2560 × 1440)
В реальных играх Radeon RX 480 все еще лишь на 8% превосходит RX 470, но о конкуренции младшей модели с GeForce GTX 1060 уже не идет речи — последний примерно на 25% более производителен. Преимущество RX 470 перед Radeon R9 370X возросло до 69–92% благодаря вдвое большему объему RAM. Разница между RX 470 и R9 380X составила 25–27%.
1920 × 1080 | |||||||||
Полноэкранное сглаживание | AMD Radeon RX 470 (4 Гбайт) | AMD Radeon RX 480 (8 Гбайт) | AMD Radeon R9 370X (2 Гбайт) | AMD Radeon R9 380X (4 Гбайт) | AMD Radeon R9 390X (8 Гбайт) | NVIDIA GeForce GTX 960 (2 Гбайт) | NVIDIA GeForce GTX 970 (4 Гбайт) | NVIDIA GeForce GTX 1060 (6 Гбайт) | |
Ashes of the Singularity | MSAA 4x | 19 | 19 | 13 | 17 | 22 | 12 | 29 | 25 |
Battlefield 4 | MSAA 4x + FXAA High | 65 | 69 | 45 | 51 | 84 | 50 | 79 | 92 |
Crysis 3 | MSAA 4x | 39 | 41 | 26 | 31 | 54 | 27 | 43 | 51 |
DiRT Rally | MSAA 4x | 50 | 60 | 37 | 39 | 68 | 18 | 58 | 68 |
DOOM | TSSAA 8TX | 103 | 122 | 72 | 87 | 124 | 30 | 101 | 102 |
Far Cry Primal | SMAA | 54 | 56 | 38 | 41 | 65 | 37 | 56 | 62 |
GTA V | MSAA 4x + FXAA | 38 | 41 | 14 | 30 | 50 | 28 | 45 | 55 |
Metro: Last Light Redux | SSAA 4x | 45 | 48 | 25 | 30 | 54 | 29 | 46 | 53 |
Middle-Earth: Shadow of Mordor | Не поддерживается | 75 | 80 | 40 | 57 | 88 | 31 | 72 | 88 |
Rise of the Tomb Raider | SSAA 4x | 27 | 30 | 12 | 21 | 32 | 9 | 24 | 34 |
Tom Clancy’s The Division | SMAA 1x High | 45 | 46 | 24 | 34 | 45 | 28 | 42 | 47 |
Total War: WARHAMMER | MSAA 4x | 32 | 36 | 16 | 28 | 42 | 18 | 39 | 47 |
Макс. | +20% | -27% | -11% | +38% | -23% | +53% | +47% | ||
Среднее | +8% | -41% | -21% | +23% | -44% | +10% | +26% | ||
Мин. | +0% | -63% | -32% | +0% | -71% | -10% | -1% |
2560 × 1440 | |||||||||
Полноэкранное сглаживание | AMD Radeon RX 470 (4 Гбайт) | AMD Radeon RX 480 (8 Гбайт) | AMD Radeon R9 370X (2 Гбайт) | AMD Radeon R9 380X (4 Гбайт) | AMD Radeon R9 390X (8 Гбайт) | NVIDIA GeForce GTX 960 (2 Гбайт) | NVIDIA GeForce GTX 970 (4 Гбайт) | NVIDIA GeForce GTX 1060 (6 Гбайт) | |
Ashes of the Singularity | MSAA 4x | 14 | 15 | 4 | 13 | 18 | 6 | 21 | 20 |
Battlefield 4 | MSAA 4x + FXAA High | 42 | 44 | 28 | 33 | 57 | 31 | 50 | 60 |
Crysis 3 | MSAA 4x | 24 | 25 | 16 | 20 | 35 | 16 | 26 | 31 |
DiRT Rally | MSAA 4x | 36 | 43 | 26 | 28 | 49 | 16 | 41 | 46 |
DOOM | TSSAA 8TX | 67 | 79 | 45 | 56 | 81 | 20 | 62 | 65 |
Far Cry Primal | SMAA | 39 | 41 | 25 | 30 | 49 | 24 | 39 | 43 |
GTA V | MSAA 4x + FXAA | 27 | 28 | 9 | 22 | 35 | 15 | 31 | 39 |
Metro: Last Light Redux | SSAA 4x | 26 | 27 | 14 | 17 | 31 | 16 | 27 | 31 |
Middle-Earth: Shadow of Mordor | Не поддерживается | 52 | 56 | 29 | 40 | 63 | 21 | 49 | 59 |
Rise of the Tomb Raider | SSAA 4x | 17 | 19 | 4 | 14 | 21 | 2 | 14 | 20 |
Tom Clancy’s The Division | SMAA 1x High | 32 | 33 | 17 | 27 | 36 | 20 | 30 | 33 |
Total War: WARHAMMER | MSAA 4x | 20 | 22 | 8 | 16 | 28 | 11 | 26 | 30 |
Макс. | +20% | -28% | -7% | +46% | -26% | +50% | +50% | ||
Среднее | +8% | -48% | -20% | +28% | -49% | +9% | +25% | ||
Мин. | +3% | -76% | -33% | +13% | -88% | -18% | -3% |
⇡#Сводные диаграммы и их анализ
Прежде всего мы предлагаем проанализировать, какой прирост производительности приносит программная оптимизация графического процессора ASUS ROG Strix RX 470 OC: за счет манипуляций с BIOS нам удалось стабилизировать частоту в 3D-режиме примерно на 1215 МГц против прежних 1110-1130 МГц. Это все равно ниже заявленного ASUS уровня, но хоть что-то.
В среднем по всем игровым тестам прирост производительности составил 5,9-6,6 %, что пусть и немного, но фактически бесплатно. Однако самый важный, на наш взгляд, эффект от такой модернизации – уменьшение числа провалов производительности, когда частота GPU снижается очень сильно, что тут же сказывается на минимальном FPS и игровом комфорте. В числовых значениях это отразить практически невозможно (наглядно это видно разве что в The Division и Rainbow Six), но по реальным ощущениям в играх не заметить попросту нельзя.
Теперь давайте сравним программно-оптимизированную ASUS ROG Strix RX 470 OC с эталонной NVIDIA GeForce GTX 1060 на номинальных частотах. Напомним: это не разгон, это попытка получить от видеокарты то, что обещал производитель.
ASUS ROG Strix RX 470 OC удалось выиграть в Rainbow Six: Siege и Hitman, в отдельных режимах Rise of the Tomb Raider и Total War: WARHAMMER, а также не уступить в Batman: Arkham Knight. В остальных играх быстрее оказывается референсная NVIDIA GeForce GTX 1060 6 Гбайт, а оригинальные модели этой видеокарты с повышенными частотами будут ещё на 6-8 % быстрее. Справедливости ради напомним, что в среднем по рынку стоимость GeForce GTX 1060 6 Гбайт немного выше цены Radeon RX 470 4 Гбайт.
Третьей и завершающей сводной диаграммой у нас будет сравнение производительности ASUS ROG Strix RX 470 OC и MSI Radeon R9 280X Gaming. Разумеется, сейчас это продукты разных ценовых категорий, но три года назад AMD Radeon R9 280X, наследница ещё более древней AMD Radeon HD 7970 GHz Edition, вышла по цене 299 долларов США, а представленная летом этого года AMD Radeon RX 470 рекомендована в продажу за всего 179 долларов США (с объёмом памяти 4 Гбайт). Поэтому данная сводная диаграмма интересна с точки зрения оценки прогресса в видеокартах среднего класса.
Прямо скажем, что для трёхлетней разницы между видеокартами прирост не слишком убедителен, хотя в самых новых играх, требовательных к объёму видеопамяти, ASUS ROG Strix RX 470 OC почти вдвое быстрее оригинальной Radeon R9 280X.
⇡#Производительность: декодирование видео
Возможность не только декодировать, но и кодировать видео стандарта HEVC (H.265) на выделенном блоке и повышенная производительность в работе с H.264 — одна из отличительных особенностей Polaris.
Аппаратный кодек Polaris 10 намного быстрее в тесте H.264 по сравнению с двумя прошлыми версиями в GPU AMD, однако несущественно отличается в декодировании H.265 от кодека чипа Fiji (Radeon R9 Fury/Fury X), где эту функцию AMD внедрила впервые. Процессор Pitcairn (Trinidad) в составе R9 370X и прочие представители архитектуры GCN первого поколения не только несравненно больше времени тратят на декодирование H.264, но и попросту не совместимы с 4К-разрешениями и форматом HEVC.
Из команды NVIDIA сравнимым с Polaris 10 быстродействием в таких задачах обладают чипы Maxwell второго поколения, за исключением GM206 (GTX 950/960), который получил более эффективный аппаратный кодек. Чипы семейства Pascal остаются непревзойденными в скорости декодирования H.264/H.265.
Прим.: поскольку в пределах одной серии GPU декодеры обычно не различаются, в диаграммах указаны результаты лишь одного устройства из каждого семейства (или больше в том случае, если это правило нарушается).
Синтетические тесты
Для оценки производительности в синтетике использовались тесты Valley Benchmark, Heaven Benchmark и 3DMark 2013.
⇡#Производительность: вычисления
Специфика различных вычислительных задач благоприятствует той или иной архитектуре GPU. RX 470 занял сильные позиции в бенчмарке рендеринга методом Ray Tracing, одной из задач симуляции физики в составе CompuBench CL и рендеринге видео в Sony Vegas. Особо отметим возможность Polaris выполнять расчеты двойной точности на скорости 1/32 от таковой в FP32. В остальных тестах лидерство среди новинок принадлежит GeForce GTX 1060.
⇡#Тактовые частоты, энергопотребление, температура, разгон
Если на SAPPHIRE NITRO+ RX 470 активировать BIOS с референсными спецификациями, видеокарта без проблем поддерживает максимальную частоту GPU (1206 МГц) в играх при напряжении питания вплоть до 1,0938 В. Для сравнения: в референсной версии RX 480 мы наблюдали максимальное напряжение GPU 1,087 В, а частота варьирует в пределах 1218–1240 МГц.
Не удивительно, что NITRO+ RX 470 и референсный RX 480 практически не различаются по энергопотреблению в Crysis 3, однако две карты несопоставимы в FurMark, что говорит о большом запасе мощности продукта SAPPHIRE. Последняя также охлаждает GPU на 10–11 °С лучше при средней скорости вращения крыльчаток в играх около 1035 об/мин и максимальной — 1630 об/мин.
К тестированию SAPPHIRE NITRO+ RX 470 производитель успел выпустить утилиту SAPPHIRE TRIXX 3.0, позволяющую регулировать частоты и напряжение питания GPU в широких пределах. Чтобы облегчить разгон, мы увеличили лимит TDP на 50%, подняли напряжение питания GPU на 200 мВ и запустили вентиляторы на полную скорость (3024 об/мин).
Результаты оверклокинга нас приятно удивили. Boost Clock графического процессора достиг 1460 МГц, а в динамике частота колебалась в пределах 1417–1425 МГц. Однако напряжение питания достигло волнующего уровня: в большинстве игр наблюдались значения в диапазоне 1,1812–1,2688 В, а максимум составил 1,3 В. Такие напряжения характерны для GPU от AMD эпохи 28 нм, и пока трудно сказать, являются ли они безопасными для постоянной эксплуатации кристалла, изготовленного по норме 14 нм.
Микросхемы памяти NITRO+ RX 470 стабильно работают на эффективной частоте 7,7 ГГц.
Энергопотребление системы при разгоне увеличилось на 75 и 93 Вт в Crysis 3 и FurMark соответственно. Вентиляторы на форсированной скорости вращения снизили температуру GPU на 10–12 °C.
Игровые тесты
Перейдем к игровым приложениям и остановимся на методике тестирования. Измерение FPS проводилось с помощью утилит FRAPS и MSI AfterBurner, разрешение во всех играх было установлено на 1920х1080точек. Вручную отключены следующие параметры:
- VSync (вертикальная синхронизация)
Все остальные настройки в играх были установлены на максимально возможные.
⇡#Производительность: разгон
В 3DMark разгон без труда позволил Radeon RX 470 достигнуть уровня RX 480 и даже GeForce GTX 1060.
3DMark (Graphics Score) | |||||
Разрешение | AMD Radeon RX 470 (1206/7000 МГц, 4 Гбайт) | SAPPHIRE NITRO+ Radeon RX 470 (1460/7700 МГц, 4 Гбайт) | AMD Radeon RX 480 (1266/8000 МГц, 8 Гбайт) | NVIDIA GeForce GTX 1060 (1506/8000 МГц, 6 Гбайт) | |
Fire Strike | 1920 × 1080 | 11 579 | 12 809 | 12 310 | 12 889 |
Fire Strike Extreme | 2560 × 1440 | 5 167 | 5 735 | 5 523 | 5 866 |
Fire Strike Ultra | 3840 × 2160 | 2 564 | 2 785 | 2 701 | 2 825 |
Time Spy | 2560 × 1440 | 3 605 | 4 048 | 3 953 | 3 813 |
Макс. | +12% | +10% | +14% | ||
Среднее | +11% | +7% | +10% | ||
Мин. | +9% | +5% | +6% |
В играх опять-таки видеокарты на чипе Polaris 10 не столь успешны, как в синтетических тестах. Полностью разогнанный Radeon RX 470 оставил позади RX 480, работающий на референсных частотах, но GTX 1060 сохранил преимущество в 11–13%
1920 × 1080 | |||||
Полноэкранное сглаживание | AMD Radeon RX 470 (1206/7000 МГц, 4 Гбайт) | SAPPHIRE NITRO+ Radeon RX 470 (1460/7700 МГц, 4 Гбайт) | AMD Radeon RX 480 (1266/8000 МГц, 8 Гбайт) | NVIDIA GeForce GTX 1060 (1506/8000 МГц, 6 Гбайт) | |
Ashes of the Singularity | MSAA 4x | 19 | 20 | 19 | 25 |
Battlefield 4 | MSAA 4x + FXAA High | 65 | 70 | 69 | 92 |
Crysis 3 | MSAA 4x | 39 | 43 | 41 | 51 |
DiRT Rally | MSAA 4x | 50 | 58 | 60 | 68 |
DOOM | TSSAA 8TX | 103 | 117 | 122 | 102 |
Far Cry Primal | SMAA | 54 | 59 | 56 | 62 |
GTA V | MSAA 4x + FXAA | 38 | 44 | 41 | 55 |
Metro: Last Light Redux | SSAA 4x | 45 | 50 | 48 | 53 |
Middle-Earth: Shadow of Mordor | Не поддерживается | 75 | 84 | 80 | 88 |
Rise of the Tomb Raider | SSAA 4x | 27 | 33 | 30 | 34 |
Tom Clancy’s The Division | SMAA 1x High | 45 | 51 | 46 | 47 |
Total War: WARHAMMER | MSAA 4x | 32 | 36 | 36 | 47 |
Макс. | +22% | +20% | +47% | ||
Среднее | +12% | +8% | +26% | ||
Мин. | +5% | +0% | -1% |
2560 × 1440 | |||||
Полноэкранное сглаживание | AMD Radeon RX 470 (1206/7000 МГц, 4 Гбайт) | SAPPHIRE NITRO+ Radeon RX 470 (1460/7700 МГц, 4 Гбайт) | AMD Radeon RX 480 (1266/8000 МГц, 8 Гбайт) | NVIDIA GeForce GTX 1060 (1506/8000 МГц, 6 Гбайт) | |
Ashes of the Singularity | MSAA 4x | 14 | 17 | 15 | 20 |
Battlefield 4 | MSAA 4x + FXAA High | 42 | 46 | 44 | 60 |
Crysis 3 | MSAA 4x | 24 | 26 | 25 | 31 |
DiRT Rally | MSAA 4x | 36 | 40 | 43 | 46 |
DOOM | TSSAA 8TX | 67 | 73 | 79 | 65 |
Far Cry Primal | SMAA | 39 | 43 | 41 | 43 |
GTA V | MSAA 4x + FXAA | 27 | 31 | 28 | 39 |
Metro: Last Light Redux | SSAA 4x | 26 | 28 | 27 | 31 |
Middle-Earth: Shadow of Mordor | Не поддерживается | 52 | 59 | 56 | 59 |
Rise of the Tomb Raider | SSAA 4x | 17 | 21 | 19 | 20 |
Tom Clancy’s The Division | SMAA 1x High | 32 | 36 | 33 | 33 |
Total War: WARHAMMER | MSAA 4x | 20 | 23 | 22 | 30 |
Макс. | +24% | +20% | +50% | ||
Среднее | +13% | +8% | +25% | ||
Мин. | +8% | +3% | -3% |
⇡#Выводы
Radeon RX 470 выглядит довольно странно среди прочих видеокарт, основанных на младших версиях тех или иных GPU с частично заблокированными вычислительными блоками. Необычность RX 470 в том, что он потерял всего лишь 11% шейдерных ALU и текстурных блоков по сравнению с RX 480 и в игровых тестах оказался лишь на 7% медленнее. Взглянем на предыдущую линейку дискретных ускорителей от AMD, где есть пара моделей, занимающих такие же ценовые позиции, как видеокарты на базе Polaris 10 — Radeon R9 370X и R9 380. Последняя имеет GPU ни много ни мало на 40% более «тяжелый» по числу шейдерных ALU и текстурных блоков, чем первая.
Отметим, что в тестах мы сравнивали Radeon RX 470 оригинального дизайна от SAPPHIRE (на референсных для RX 470 частотах) и референсную версию RX 480: в первой GPU практически всегда работает на максимальной частоте, тогда как во второй — нет. Рынок вскоре наполнится оригинальными версиями RX 480, которые в состоянии поддерживать более высокие частоты, однако это мало что меняет в наших рассуждениях, т. к. Radeon RX 470 и RX 480 все равно не будут достаточно дифференцированы.
Что касается видеопамяти, то, поскольку Radeon RX 470 получил точно такие же микросхемы, как RX 480, — со штатной эффективной частотой 7 или 8 ГГц, производители наверняка последуют примеру SAPPHIRE и не будут снижать ее до установленных AMD 6,6 ГГц. В противном случае разгон с референсной до штатной частоты в RX 470 практически гарантирован. Объем в 4 Гбайт, в свою очередь, вполне приемлем для подавляющего большинства современных игр на тех настройках, которые способен осилить Polaris 10. И, в отличие от карт с более мощным GPU, в данном случае не столь ожидаемо, что именно объем RAM станет для RX 470/480 бутылочным горлышком в ближайшем будущем.
В целом Radeon RX 470 производит впечатление просто еще одной видеокарты в диапазоне различных версий RX 480. Если у покупателя есть желание сэкономить еще $20 от рекомендованной цены Radeon RX 480 c 4 Гбайт RAM (c $199 до $179), то RX 470 дает такую возможность. А поскольку RX 470 уже сейчас существует в модификациях с 8 Гбайт RAM, то отдельные реализации RX 470 и RX 480 от разных партнеров AMD могут даже пересекаться по стоимости.
Что касается SAPPHIRE NITRO+ Radeon RX 470, то видеокарта отличается от референсной версии Radeon RX 480 эффективной, тихой системой охлаждения и большим резервом мощности. NITRO+ RX 470 обладает довольно скромным заводским разгоном, но утилита SAPPHIRE TRIXX 3.0 дает возможность вывести напряжение на GPU далеко за пределы, установленные референсным BIOS и функциями интерфейса WattMan в драйвере AMD. Благодаря этому мы добились частот GPU свыше 1400 МГц, которые ранее обещала продемонстрировать SAPPHIRE. Видеокарта NITRO+ RX 470 вполне заслужила медаль «Выбор оверклокера».
Температура и разгон
Даже без ручного разгона можно значительно повысить производительность видеокарты с помощью выставления ползунка Power Limit в положение +50%. Это расширяет показатель энергопотребления в большую сторону и позволяет не сбрасывать частоту ядра в менее нагруженных сценах. Уже этот фактор позволяет поднять быстродействие на 10%.
Однако попробуем разогнать графический ускоритель собственными силами, несмотря на высокий заводской разгон. По итогам удалось добиться стабильной работы при частоте ядра 1330 МГц и 1900 МГц для памяти, что в процентном соотношении составляет 5% и 15%.
Относительно модели ASUS удалось добиться еще 15% повышения производительности.
Система охлаждения DirectCU II получилась достаточно сбалансированным решением, отвечающее основным требованиям при покупке – комфортные значения температур и низкий уровень шума. В нагрузке и разгоне вентиляторы едва раскучиваются выше 1750 об/мин.