Metaverse – это тип платформы, позволяющий создавать децентрализованные приложения и интеллектуальные контракты в масштабной экосистеме. Это довольно схоже с концепцией Ethereum, но проект имеет ряд собственных уникальных возможностей.
Metaverse хочет включить функцию создания цифровых активов, с помощью чего можно будет предлагать удобные и безопасные услуги, основанные на технологии blockchain, для самых разных людей, предприятий и даже государственных учреждений.
Он также предполагает наличие собственных оракулов, которые будут отвечать за взаимодействие платформы с внешним миром.
Команда проекта
Команда проекта состоит из более чем 50 сотрудников, на веб-сайте представлены 8 главных позиций.
Основанная в 2014 году, ViewFin является создателем Metaverse, первого публичного блокчейн в Китае, основанного на консенсусном механизме PoW. ViewFin – одна из самых перспективных финтех-компаний в Китае, которая может похвастаться командой отечественных и международных специалистов из разных стран и областей.
Основатель проекта Эрик Гу имеет огромный опыт в ИТ-разработке. Эрик является экспертом Blockchain и Digital Identity и известным лидером мнений в китайской цифровой экосистеме. Будучи пожизненным членом биткоин-фонда, он был главным переводчиком первой книги о блокчейне, которую выпустили на китайском языке.
Технический директор Хао Чен считается весьма заметным лектором 2022 года на саммите «Арк», некоторые из его презентаций получили весьма высокие оценки и публичное признание.
Руководитель отдела глобального развития Дженис Ши проявляет большую активность в обменных связях и отвечает за проведение конференций.
Что поведает история ETP?
Отношение Китая к криптовалютам довольно неоднозначное. Несмотря на то, что правительство этой страны в конце 2022 года приняло меры, направленные на запрет торговли цифровыми активами, количество успешных ICO выросло. Таким образом, вопреки правительственным указам, деятельность ICO-стартапов популяризировалась многократно.
Так вышло и с Metaverse, все запреты привлекли внимание к проекту. Но не только это стало причиной его популярности. Проект начал свой путь задолго до этих событий в Китае. Его основателем называют крупнейшую китайскую финансово-техническую компанию ViewFin.
Работать над проектом команда начала еще в 2015, а в августе 2016 объявила об основании проекта, и в этом же году провела первое ICO, в ходе которого собрала приличную сумму – примерно $2 млн.
Первый релиз прошел в феврале 2022, а в марте токен ETP уже попадает в листинг Exchange. В первом квартале 2022 — Supernova на тестнет, и далее — реализация планов, согласно Дорожной Карте.
Интересно, что команда использует все возможные способы для подачи информации о проекте и новостях о его развитии. Есть аккаунты в Facebook, Telegram, Twitter, Reddit, Discord.
Это говорит о том, что разработчики выступают за прозрачность и готовы отвечать на вопросы своих подписчиков. Команда включает более 50 специалистов в разных сферах. Ключевые фигуры проекта:
- Эрик Гу (Eric Gu) — основатель и генеральный директор. Также является одним из создателей компании ViewFin. На протяжении более чем 12 лет опыта девелопмента в Канаде, США. Имеет прямое отношение к созданию криптовалюты NEO. Пожизненный член Биткоин-фонда.
- Чен Хао (Chen Hao) — учредитель и технический директор. Более 15 лет проработал в области программирования. Работал в крупных компаниях Microsoft и Zynga;
- Лаурент, Свен, Кесалин (Laurent, Sven, Kesalin) — ведущие блокчейн-инженеры;
- Берт Ву (Bert Wu) — специалист по разработке BaaS.
В целом, команда состоит из высококлассных экспертов и профессионалов в области блокчейна.
Интересно, что после проведения первого ICO проект получил вложение в размере $200 000 от крупных инвесторов. Кроме того, его прямым партнерами выступают известные стартапы Zengold, ZenAir и российский KICKICO.
Немного истории
Китай – страна со спорной репутацией относительно криптовалют. В прошлом году она не только изменила правила ICO, но и создала передовые китайские проекты blockchain, которые привлекли довольно много внимания со стороны западного мира.
Чего только стоит проект Antshares / NEO, который первым получил широкую оценку в криптосообществе и считается одним из наиболее многообещающих.
Миссия Metaverse – создать «децентрализованную открытую платформу на основе технологии блокчейн для оцифровки активов и удостоверений».
После проведения их первого ICO в конце 2016 года, где они собрали около 2 миллионов долларов США, в 2022 году проект получил дополнительное финансирование от неизвестных институциональных инвесторов стоимостью около 200 000 долларов США. Такое развитие событий очень напоминает историю с Ripple, которая имеет свои хорошие и плохие последствия.
Точно не известно, кто стоит за этими институциональными инвесторами, поэтому и определить степень их влияния невозможно. На данный момент известно, что проект имеет партнерские отношения с двумя стартапами:
- Zengold – платформа для более гибкой торговли золотом;
- ZenAir – проект, создающий экосистему для блокчейн-путешествий.
Еще один стратегический партнер – российский проект блочного строительства KICKICO, который, возможно, поможет развить проекту адаптироваться на российском блокчейн-рынке.
Капитализация криптовалюты, курс токена ETP
В листинге бирж токен появился 5 июня 2022 года и начал своё движение с отметки $5,67 за единицу. В дальнейшем произошёл откат курса назад.
Во время криптобума в конце 2017-начале 2022 года, токен торговался по $4-5. Максимальная капитализация была зафиксирована 8 января 2022 года – $185 млн.
В начале июля 2022 года, токен торгуется по $1,2 и капитализация составляет $43 млн. (первую декаду июля, криптовалюта начала медленный рост вверх).
Место в рейтинге -178. Вероятно ли отсюда добраться хотя бы до ТОП 10 криптовалют?
перейти
Технические параметры
Официальный сайт платформы – https://mvs.org/
Уникальность платформы Metaverse состоит в том, что она дает своим пользователям возможность доступно и удобно передавать любые персональные данные в цифровом виде частным и безопасным образом.
Metaverse похож на проекты Ethereum и NEO тем, что это умная контрактная платформа. Но, в отличие от Ethereum, вам не нужно быть знакомым с Solidity. Ethereum – это умные контракты, Metaverse – это умные активы.
Токен, используемый Metaverse, называется «Энтропия» (ETP). Он создан для измерения стоимости интеллектуальных активов и их свойств. Эти измерения используются в качестве обеспечения во всех транзакциях и для оплаты сборов на платформе.
- токен – ETP;
- максимальная эмиссия – 100 000 000 ETP;
- выделенная сумма для системных разработчиков (PoW mining) – 30 000 000 ETP;
- программный язык – C ++;
- консенсус – PoW + PoS.
Активность в медиа пространстве
Команда использует все возможные каналы в сети, в том числе даже Instagaram! Ниже приведены некоторые из официальных сообществ проекта Metaverse.
Facebook: https://www.facebook.com/mvsofficial/ Telegram: https://t.me/Metaverse_Blockchain Discord: https://discordapp.com/invite/ubgMRts Reddit: https://www.reddit.com/r/Metaverse_Blockchain/ Twitter: https://twitter.com/mvs_org Github: https://github.com/mvs-org/metaverse
Это очень хороший показатель, так как прозрачность и отчетность являются позитивным фактором для инвесторов. Комьюнити должно знать в подробностях, что происходит в проекте. Кроме того, вы можете задать интересующие вас вопросы и получить ответ от команды разработчиков Metaverse.
Metaverse активно занимается продвижением собственного токена ETP на биржи. На данный момент токен торгуется на Bitfinex и HitBtc. Следует сказать, что листинга на крупных площадках еще не было, а это означает, что потенциал для роста стоимости токена ETP просто огромный!
Metaverse Network
Сеть Metaverse строится на трех составляющих:
- физические цифровые активы;
- цифровая идентичность;
- посреднические услуги – оракулы.
Любой натуральный актив может получить свою цифровую ценность путем оцифровки и усвоения его стоимости в глобальной сети. Стоимость цифровых активов может быть привязана к золоту и оперативно перемещаться в любую точку мира через сеть клиента Zen-Gold-Metaverse.
Приложение Zen-Dao-DApp будет помогать в проверочных действиях относительно подтверждения доказательств прав собственности цифровых активов в реальной среде. Цифровая идентичность очень важна не только для обмена информацией, но и для безопасного использования данных.
Оракулы на блокчейне Metaverse связывают его с реальным миром и облегчают передачу личных данных и активов между собой. Оракулы работают в качестве посредников. Они построены на блокчейне и выполняют проверку связи аватаров с физическим именем, а также регулируют транзакционные операции в системе Metaverse.
Создание умных активов
Можно сказать, что Metaverse стремится стать китайской альтернативой Ethereum, где посредниками будут стороны, заинтересованные в заключении сделок, которые будут фиксироваться в публичном реестре.
Metaverse имеет простую форму для привлечения потенциальных клиентов, которой может воспользоваться любое предприятие, внеся все нужные данные. Проект позиционирует себя как 2B2C-ресурс.
Чтобы активы можно было использовать на платформе, сначала они должны быть зарегистрированы на блокчейне. После регистрации активы будут переданы аватару (представление объекта в системе).
Когда у вас есть аватар, у вас есть цифровой паспорт для виртуального мира. Ваш аватар может управляться физическим лицом или искусственным интеллектом.
Любой человек / компания / IoT-устройство может иметь неограниченное количество аватаров, и любой аватар может иметь неограниченное количество выделенных активов. Кроме того, активы могут храниться одновременно у нескольких аватаров.
Metaverse-платформы: апдейт рынка на ноябрь 2022 года
Уже полтора года мы активно наблюдаем за коллаборативными платформами, тестируем их функционал и делимся нашими находками с вами в цикле статей. Сегодня мы расскажем вам о новостях развития платформ, вместе увидим, что поменялось за последние полгода и какие тенденции есть на рынке. А еще покажем на наших примерах, как вы можете использовать существующие решения в работе, учебе и развлечениях уже сейчас и во многих случаях бесплатно.
Заметка от партнера IT-центра МАИ и организатора магистерской программы “VR/AR & AI” — компании PHYGITALISM.
Рынок metaverse-платформ
Толчком для развития XR-платформ (или metaverse-платформ, для нас это синонимы, т.к. мы говорим о phygital-мире, в котором XR и metaverse – инструменты) послужил переход в онлайн всех наших привычных процессов в 2022 году. Если до пандемии использование подобных инструментов для удаленных встреч и мероприятий было опциональным, сейчас это уже скорее необходимость.
В этом году Microsoft выпустили исследование, подтверждающее необходимость удобных и эффективных инструментов для удаленной и гибридной работы. В нем специалисты изучили влияние удаленки на людей и как компании с этим справляются. Вот некоторые интересные выводы из исследования:
Мы постоянно отслеживаем состояние рынка XR-технологий, и не могли не заметить растущий спрос на коллаборативные платформы – приложения с использованием phygital-технологий для организации удаленного взаимодействия: встреч, конференций, занятий и любых других активностей, включающих участие нескольких людей.
А теперь мы расскажем более подробно о самих игроках рынка, который, кстати, за полтора года увеличился в несколько раз.
Игроки рынка коллаборативных платформ
Мы регулярно отслеживаем состояние рынка и обновляем нашу табличку с XR-платформами, чтобы потом делиться ею с вами.
В статье мы подробно рассмотрим новые платформы, далее расскажем о наших новых тестах, а также вы узнаете о главных обновлениях metaverse-платформ, и куда движется развитие этого направления.
Новые платформы
NVIDIA OMNIVERSE
В майской статье мы говорили о платформе Omniverse от NVIDIA, которая предназначена для коллаборативной работы над сложными 3D-сценами и объектами. С того момента она уже стала доступной для скачивания на Windows и Linux. Появилось и несколько демонстраций: в этом видео показано преимущество платформы – интеграция сразу нескольких приложений для креативной работы в одной сцене.
Такое бесшовное переключение значительно упрощает воркфлоу, поэтому за Omniverse мы видим большое будущее. Более того в приложении Omniverse доступно 13 собственных приложений. Среди них, например, есть Audio2Face для создания анимации лица и синхронизации движения губ по аудио (что лишний раз говорит о важности машинного обучения для работы креаторов).
Omniverse поддерживает real-time интеграцию с Unreal Engine, Maya, 3DS Max, Archicad, Paraview, Revit, Rhinoceros и Sketchup, и работу с Substance Designer, Photoshop, Blender, CityEngine и ZBrush (и этот список далеко не конечный). Тем не менее, такие функции требуют мощностей, и в данном случае для работы в Omniverse нужна карта с RTX (а сейчас с видеокартами и ценами на них, как вы знаете, сейчас нелегкое время). Сами решения NVIDIA предлагает двух видов: для индивидуального пользования (которую как раз уже можно скачать) и для бизнеса (решение еще недоступно, но будет включать те же интеграции и приложения).
Резюмируя, можно выделить особенности этой платформы:
– ориентированность на 3D-креаторов;
– интеграция с популярными инструментами;
– нацеленность на повышение эффективности работы креаторов и дизайнеров в 3D.
Microsoft Mesh for Teams
Заметим также, что на конференции Ignite 2022 Microsoft объявили о запуске Mesh for Teams – инструмента смешанной реальности для удаленных встреч с интеграцией в их приложение Teams. Компания обещает следующее:
- возможность интегрировать чат и любые документы в одно виртуальное пространство;
- полная интеграция инструментов Teams;
- создание аватара;
- создание собственных сцен и виртуальных пространств;
- поддержка всех устройств от смартфонов и ПК до шлемов смешанной реальности;
- доступность двух режимов: совместной работы в одном виртуальном в режиме Together Mode и презентации материала одним спикером в Presentation View;
- сделать инструмент доступным в первой половине 2022 года.
Мы очень ждали обновление Mesh, и приятно, что компания серьезно занялась вопросом интеграции metaverse-инструмента в phygital мир.
Facebook Horizon Workrooms
Наконец-то вышла в доступную бета-версию платформа Facebook Horizon. Пока что они представили приложение для удаленных встреч Workrooms.
Мы, как и многие другие, вдохновились таким красочным роликом и решили протестировать платформу у себя в команде. Каждые две недели мы собираемся командой и обсуждаем итоги двухнедельного спринта. Сначала мы делали это только оффлайн, с пандемией перешли в онлайн, а теперь начинаем переходить все больше в метаверс. Прежде чем организовывать такое на всю команду с 20+ человек, мы протестили ее небольшим составом, и наше первое впечатление – это вау.
Начнем с аватара: здесь очень широкие возможности кастомизации, напоминает немного создание персонажей в играх.
Создав аватара, ты попадаешь в стилизованную комнату, которая немного напоминает переговорную – тут есть и доска, и круглый стол (по возможностям кастомизации вариантов здесь не так много – только три способа “рассадки” VR-аватаров). Нас завлек такой шарм Workrooms – красочная, немного мультяшная лоу-поли графика, которая приятна глазу.
Мы попробовали продемонстрировать экран, все работало отлично, а когда стоишь в VR рядом с виртуальной доской, то и впрямь создается эффект присутствия и полное погружение.
Тут еще, кстати, можно рисовать на этой доске как мелками, поэтому внутренний ребенок во всех нас может найти, чем заняться в Workrooms.
Вдохновленные таким тестом, через пару дней мы подключились на ресерч в Workrooms, и поняли все его минусы практически сразу:
- подключаться в VR могут только с Oculus Quest 2;
- не самый понятный процесс регистрации – чтобы подключиться к определенной комнате в VR, нужно потратить немало времени
- для тех, кто подключается через браузер, такой формат намного хуже Zoom – даже не видно людей и коллег с камерами, они все в одной стороне,
- слишком мало интерактива,
- периодически качество изображения очень сильно падает, хотя Интернет соединение стабильное.
Качество изображения при просмотре трансляции с компьютера и задержка при стабильном соединении
В Workrooms всячески продвигают идею удобной работы в виртуальной реальности – через Remote Desktop можно подключить свой компьютер или ноутбук и работать в VR прямо на ПК, так как есть трекинг клавиатуры. На деле выглядит все немного плачевнее. Да, это удобно, если все работает. Но у нас получилось так, что мы пытались настроить трекинг раз 10, а он все не включался, и в итоге мы оставили эту затею. И прямо в середине ресерча по середине экрана (откуда ни возьмись) внезапно появилась клавиатура. В общем, много есть чего доработать, но задумка очень классная.
Обновление платформ и новые тесты
Spatial
Мы и раньше писали о Spatial и о нашем тесте для внутренних апдейтов – уже тогда нас привлекла платформа своей нативностью и возможностью повзаимодействовать контентом.
Spatial выделяется среди своих конкурентов не только кроссплатформенностью и порогом входа (в частности доступностью на телефоне и в вебе), но и функционалом от транслирования экрана и добавления картинок в сцену до голосового поиска и рисования в виртуальной реальности.
Стоит отметить, что это также одна из самых быстро развивающихся платформ. За последние месяцы были добавлены:
- анимирование добавленных 3D объектов (а на многих платформах нельзя загрузить даже простую 3D модель),
- создание порталов для быстрого перемещения между сценами
- поддержка всех SteamVR гарнитур.
В сентябре мы провели образовательную вечеринку о метаверс в Spatial, где рассказали об этом новом феномене, демонстрируя возможности платформы и прогнозируя, что похожий функционал будет обычной вещью в фиджитал-мире будущего.
Естественно, после такого вовлекающего мероприятия мы не могли не попробовать Spatial во внутренних процессах – на нашем ресерче присутствует вся команда, и было приятно видеть всех в виде цифровых аватаров с веб-камерами, а не только видео в Zoom.
Добавилось большее ощущение присутствия, как будто мы все находимся в одной комнате, что помогло нам почувствовать себя еще большей частью команды. Многие из нас принялись рисовать и загружать свои 3D-объекты, параллельно слушая апдейты по проектам.
В новостях Spatial они также упоминают, что улучшили аватары: теперь они должны быть более реалистичные, их мимика должна отражать, когда человек говорит и нет.
Тем не менее, по-прежнему чтобы создать хороший цифровой аватар может понадобиться немало времени (такие уж издержки метаверс). Поэтому во время ресерча мы не только продуктивно обсудили все рабочие процессы, но даже сделали пару мемов по поводу аватаров:
Spatial уже не раз нас выручал в апдейтах на удаленке: каждый созвон с командой мы проводили на этой платформе, и хотим заметить, что такой формат намного удобнее, чем Discord или Zoom (по крайней мере если у вас есть два монитора, чтобы на одном включить Spatial, а на другом демонстрировать контент).
Из дополнительных плюсов, которые стали еще более явными после последних тестов мы хотим выделить:
- голосовой поиск 2D и 3D-контента;
- возможность одновременно видеть цифровой аватар и веб-камеру;
- больше кастомизации контента в сценах – можно менять их размеры, расставлять как нужно;
- расширение списка поддерживаемых устройств
EngageVR
На платформе Engage, которая заточена на образование и работу, мы проводили PHYGITAL NIGHTS еще в начале пандемии.
Мы решили протестировать и посмотреть, как изменилась платформа с того времени. Скачав Engage в VR, мы попадаем в приятную комнату ожидания с космосом, а потом можем залогиниться в аккаунт и кастомизировать аватара. Сделать цифровую копию себя можно и в приложении на ПК, и на смартфоне:
Да, аватар девушки выглядит так, как будто она не спала неделю и забыла накрасить половину лица из-за усталости)) Похоже, даже цифровые “мы” устали от пандемии
К сожалению, возможности бесплатной версии Engage ограничены, и на встрече может присутствовать до 3 человек.
С точки зрения экспириенса, по нашему мнению, Engage не дотягивает до Spatial:
- нельзя демонстрировать экран в бесплатной версии
- не нативный интерфейс
- ограничение по количеству человек, и размер комнат часто слишком большой для маленькой команды.
Среди определенных плюсов можем заметить кроссплатформенность, а также кастомизацию аватаров. В отличие от Facebook Horizon, регистрация быстрая и понятная. Так что платформу Engage мы не можем посоветовать для регулярных планерок и встреч внутри команды, но если нужно обсудить определенное видео или сайт в интерактивном формате, то Engage прекрасно подойдет для этого.
Mozilla Hubs
Мы ранее смотрели Mozilla Hubs, с тех пор платформа тоже значительно развилась – появились новые программы для создания аватаров, которые помогают создать более реалистичные цифровые копии.
Различные виды кастомизированных аватаров в Mozilla Hubs
Более того, сам опыт стал более нативным и в чем-то схож со Spatial:
- здесь также есть мультиплатформенность,
- можно легко зайти с любого браузера без регистрации,
- можно добавлять объекты и видео
- можно транслировать экран,
- все могут ставить реакции (их даже больше, чем в Spatial).
Единственная проблема – чтобы зайти со второго Oculus, нужно заходить через браузер и предварительно зарегистрироваться с компьютера или другого устройства. В VR-шлеме также несколько ограничены настройки сцены, но это все решаемо предварительной настройкой комнаты с компьютера.
Иногда, конечно, происходят баги – например, наш аналитик оказался почему-то в небе и не смог опуститься
На этой платформе также организовывают мероприятия – недавно проходила целая серия круглых столов с обсуждением применения новых технологий в сфере образования, которую провел Колледж Лондона (UCL). Мы отправились на виртуальную Камчатку – так называется наша переговорная в штабе, и показали преимущества новых технологий в образовании и бизнеса. Вот такой разговор о phygital в phygital!
В целом, наше впечатление от Mozilla Hubs в этот раз намного лучше – видно, что платформа развивается и стремится к нативности. Также возможность кастомизировать собственные сцены очень привлекательна для проведения конференций или интерактивных обсуждений.
Поскольку главной трудностью на многих платформах является невозможность параллельной работы с компьютера и нахождения в VR, мы протестировали две платформы, заточенные как раз под эту цель: VSpatial и Immersed.
VSpatial
Эта платформа доступна на VR-гарнитурах и на PC, она бесплатная и ее легко скачать. Тем не менее, наши впечатления о первом опыте работы с ней не были самыми лучшими. UI не очень нативный, платформа периодически подлагивает, как в VR, так и на ПК. Работу пытались организовать удобно, но с мы попытались организовать демонстрацию экрана одного из мониторов при наличии двух. Результаты оказались не очень – невозможно было даже переключаться нормально между экранами.
Для удаленной работы может пригодиться, но удобство оставляет желать лучшего. Также для заметок и обсуждения удобнее всего использовать маркер или кисть в таких случаях, тут цвет маркера слишком бледный по умолчанию, поэтому не можем назвать платформу user-friendly.
Кроме того, как и многие другие приложения для удаленной совместной работы, VSpatial ломает рабочий стол и иконки на нем.
Immersed
Immersed, тем не менее, показали себя с лучшей стороны. Это приложение также направлено на удобную работу в VR и с компьютером, в нем есть возможность подключить до 5 своих коллег и вместе обсудить определенную тему.
Наши впечатления от работы в Immersed оказались лучше, чем от Spatial – можно настроить до 5 виртуальных мониторов, и при этом отдельные вкладки можно располагать как отдельный монитор. Это очень удобно, если вам нужно работать сразу с несколькими вкладками параллельно. Как таковой трекинг клавиатуры здесь не нужен, так как вы подключаетесь к собственному компьютеру, но можно добавить виртуальную копию вашей клавиатуры, которая отражает все, что вы печатаете.
Интересно, что еще год назад Ozziegooen регулярно работал только в Immersed до 5-6 часов в день, и его впечатления были весьма положительными. Однако, и он отметил пару минусов – трудно находиться в VR так долго и необходимая интеграция с Facebook (уже Meta) для Oculus Quest 2.
В целом, если вы привыкли работать в VR, то советуем вам попробовать это приложение, хоть оно также немного поломало экраны и рабочий стол (часто мы работаем с двумя мониторами, и после работы в приложении второй монитор работал и показывал контент, но на него нельзя было переключиться – эту проблему легко устранить с помощью панели управления Windows, но сам факт того, что такая трудность есть, немного удручает).
Новости обновления других платформ
А теперь к обновлениям других платформ.
Обновления hardware поддержки
- Платформа Glue теперь доступна на VIVE Focus 3
- Платформа VSpatial также теперь доступна на VIVE Focus 3
- На платформу Cavrnus добавили поддержку HP Reverb G2, HTC VIVE Cosmos и Tilt Five.
- AltSpaceVR пилотирует поддержку своей платформы на Mac
- The Wild теперь поддерживает Pico Neo 2
- Eyeora доступна теперь на мобильных устройствах.
Расширение функционала платформы
- FRAME улучшают работу с 3D моделями: теперь можно загружать более объемные модели, а также вскоре добавили возможность загружать собственные сцены в формате .glb весом до 15 Мб
- Microsoft Mesh добавляет экспериментальную функцию eye tracking, возможность создавать заметки. На платформе значительно улучшился UI, так что добавлять 2D и 3D контент стало лучше, а также появилось более 40+ видов кистей для рисования.
- MeetinVR добавили систему объемного звука и создание изолированных “звуковых зон”, возможность рисовать на доске и улучшенное добавление и манипуляцию с 2D и 3D-контентом.
- На сайте MootUp появился калькулятор для стоимости виртуального мероприятия – удобная вещь для примерного расчета цены, если вы проводите крупный ивент для большого количества человек.
- На платформу Glue добавили улучшенную кастомизацию аватаров и жесты
- Платформа Cavrnus все активнее работает над своим side-product Cavrnus RT, который выпущен в бету и нацелен на продуктивное взаимодействие в XR с использованием мощностей Unreal Engine. Он позволяет коллаборативно работать над сложными объектами в высоком качестве. Также интересно, что Cavrnus также рассматривает NFT рынок и нацеливается на реализацию инструмента для создания цифровых ассетов и метавселенной.
- SpatialChat, довольно простая по дизайну платформа для взаимодействия, добавила возможность записывать действия внутри сцен, создавать блоки с текстом, дублировать комнаты, создавать группы с комнатами. Также обновились цены на планы, и появилась возможность включить Live Caption в Google Chrome – некая альтернатива speech-to-text
- В VRChat добавили уже относительно давно подписку VRChat Plus, которая поможет дальнейшему развитию платформы, а пользователям дает специальный статус Supporter, 100 слотов для аватаров и кастомизированные инвайты. Для $9,99/месяц этого, возможно, кому-то достаточно, но посмотрим, что дальше сделают разработчики одной из первых метавселенных.
- AltSpaceVR добавляет улучшения создания сцен и миров на платформе.
Интеграции с другими платформами
- Платформа Glue теперь полностью поддерживает: Gmail, Google Sheets, Google Docs, Google Drive, Google Slides, Google Calendar, Jira, Miro, MURAL, Microsoft 365 (Word, Excel, Powerpoint, OneDrive, OneNote, Sharepoint and Teams), Salesforce, Slack, Trello.
- Cavrnus в последних обновлениях улучшили интеграцию с Unity.
- AltSpaceVR регулярно выпускает обновления с интеграцией Unity
Полное погружение в Metaverse: какие платформы
Мы хотели бы отдельно выделить три платформы, которые изучили за последние несколько месяцев. Тренд metaverse определенно сместил наш фокус на такие платформы, как VRChat и Roblox, которые являются передовыми по созданию 3D опытов (сюда, как бы не удивительно это было, можно причислить и Minecraft – когда в руках игроков оказываются простые инструменты для создания миров. Да и многие игры-песочницы можно причислить к метавселенным).
Такие платформы как RecRoom, Roblox или VRChat, естественно, нацелены на развлечение и досуг. Они вряд ли подойдут для бизнес-встреч, но в них вы можете провести время со своими знакомыми и близкими. В RecRoom есть также кастомизация аватаров, приятная лоуполи графика.
Эти платформы уже сейчас предлагают такие функции, как кастомизация своего пространства (для VRChat это, к сожалению, пока что только через Unity, но в Roblox и RecRoom это все делается через интерфейс самого приложения), рисование и создание контента в 3D, собственные аватары.
То есть уже сейчас в них можно создавать свои миры, но нативности и user-friendly доступности этим платформам не достает, по нашему мнению. Например, в RecRoom можно создавать 3D контент с помощью контроллеров и мышки, им можно управлять. Также можно рисовать и получить 3D рисунок (некий TiltBrush на минималках)
Создание простых объектов и управление ими (а справа вверху созданный аватар
Надеемся, что в будущем такие платформы будут более доступными и удобными, а в это время мы работаем над созданием удобного инструмента Phygital.Plus для создания контента как и для метавселенной, так и для обычных задач креаторов и художников.
В будущем мы будем более подробно рассматривать платформы не только для бизнес-целей, но и для арт и развлечений. Каждый должен иметь возможность творить (поэтому подписывайтесь на наш Waitlist!)
Наши выводы
Коллаборативные XR-платформы – это необходимый инструмент для удаленной работы, который помогает преодолеть так называемую ‘Zoom fatigue’ (усталость от Zoom’a). Отсутствие интерактивности и чувства контакта преодолеваются с помощью иммерсивных технологий, которые помимо всего прочего могут повысить продуктивность и вовлечь коллег в работу.
Более того, они являются неотъемлемой частью метавселенной. Это не новая реальность, а эволюция симбиоза физического и цифрового миров – phygital-мира. Приятно наблюдать, как эволюционируют аватары и 3D и цифровое выходит за рамки привычного и становится реальным.
Подводя краткий итог, можем сказать, что у многих платформ есть ряд проблем:
- нативность и понятность консервативному пользователю – тем, кто не знаком с иммерсивными технологиями
- доступность на всех возможных устройствах
- совместимость с компьютером и параллельная трансляция и работа с презентациями, чтобы человек мог одновременно быть в VR и за компьютером (эту проблему частично решает Immersed и VSpatial)
- растет необходимость интеграции инструментов (согласно исследованию Okta, бизнес в среднем использует до 88 приложений, а, значит, используемая виртуальная платформа должна быть удобной в работе с ними)
В целом, за более чем полтора года мы заметили огромный рост таких инструментов и их развитие, в наших планах еще больше тестировать решения и делиться ими с вами.
Мы уже делаем удобный инструмент для создания контента для метавселеленной PHYGITAL+ – мы хотим, чтобы любой контент от 2D и 3D до NFT был доступен любому человеку, желающему творить для и в phygital-мире будущего.
Ждем вас в нашем Waitlist и обязательно подписывайтесь на наши Telegram-каналы, в них мы постим самую последнюю информацию о нашем продукте, тестах и апдейтах
Оракулы
Metaverse стремится включить еще одно важное свойство – проверку или опровержение информации, предоставляемой пользователями. Например, если вы захотите внести заведомо ложную информацию о своем аватаре (неверную дату или место рождения, страну проживания или др.) никто не сможет вам помешать.
Но если включить «оракулов», которые могут быть представлены, например, официальными правительственными ведомствами, которые могут обеспечить объективное доказательство внесенных данных, то информация будет более надежной.
Если вы владеете золотым слитком, банк может представить доказательство того, что он действительно находится в вашей собственности. Зарегистрируйте свой слиток в качестве умного актива на блокчейне Metaverse и создайте реальный материальный актив, который можно использовать в цифровой экосистеме.
Получается, что Metaverse пытается сделать Blockchain без границ и расширить его до реального мира.
Майнинг
Сейчас проект Metaverse использует обычную систему PoW, которая будет работать с графическими процессорами. Для защиты от атаки 51% объем монет, выделенный для PoW-добычи, ограничен 30 миллионами ETP.
Впоследствии Metaverse будет переходить на модифицированный метод консенсуса dPoS. На двух разных этапах будут реализованы свои функции:
Этап 1 – PoW:
- цифровые идентификаторы;
- регистрация и передача цифровых активов;
- обработка данных и оценка кредита;
- поддержка дополнительных блоков, работающих на Metaverse.
Этап 2 dPoS:
- умные контракты;
- внедрение служб Oracle.
Для PoW-майнинга вам потребуется выбрать пул. Теоретически, вы можете выбрать и Solo-майнинг, но ждать выплат придется довольно долго. Использование же пула позволит вам получать последовательные выплаты, несколько раз в день.
Программное обеспечение можно выбирать для графических процессоров Nvidia или AMD.
Пулы для ETP-добычи:
- US – https://etp.fairpool.xyz
- UK – https://etp.dodopool.com
- Russia – https://comining.io
- China – https://www.uupool.cn
- US/Europe – https://cryptopoolpond.com/#/
- Europe – http:/etp.sandpool.org или https://etp.altpool.pro или https://etp.europool.me/
Актуальная информация о майнинге:
- номер блока – 1 381 826;
- сложность – 16,398 Т;
- хешрейт – 359,215 GH;
- награда для майнеров – 3 ETP;
- настройка сложности после каждого блока;
- время создания блока – 24 секунды;
Пользователи имеют возможность получать доход от блокировки (заморозки) своих монет ETP, купленных в течение определенного времени.
Номер блока H + | 26295 | 112696 | 345600 | 683687 | 1371130 |
Вознаграждение, % | 0,10 | 0,66 | 3,23 | 7,98 | 20,00 |
Время, дней | 7 | 30 | 92 | 182 | 365 |
Если заморозить монеты на год, вознаграждение составит 20%. Конечно, не известно, что произойдет с ETP за год, и в этом есть определенный риск, но заработок может быть очень интересным. А цель всего этого со стороны разработчиков довольно понятна: повлиять на инфляцию ETP в будущем путем «динамичной корректировки» вознаграждений за монеты.
Создание и выпуск токенов
Пользователи могут создавать собственную цифровую валюту, используя Metaverse Wallet. Metaverse Blockchain позволяет регистрировать, выпускать цифровые активы, и передавать их стоимость в экосистему.
Вся цифровая валюта, выпущенная в общественном блочном блоке Metaverse, будет видна в вашем кошельке (закладка «Все активы»). Укажите тип цифровой валюты, сумму, подлежащую выпуску, десятичные знаки, дополнительные сведения об активах и подтвердите свое намерение.
Обратите внимание на то, что активы создаются локально и не регистрируются в Metcherse Blockchain. За создание актива не взимается плата.
Какой прогноз и перспективы у ETP?
Metaverse ETP часто сравнивают с NEO, но отмечают различия и существенный прорыв в технологиях. Несмотря на то, что Metaverse – проект молодой, на него уже обратили внимание крупные инвесторы. Так как платформа подходит для разработки новых блокчейн-проектов, она привлекает к себе все большее количество пользователей.
Интересных идей у разработчиков много, как и преимуществ у платформы, поэтому есть все шансы увидеть реальный взлет стоимости ETP. Более точный прогноз можно будет сделать, когда криптовалюта попадет в листинг еще нескольких крупных бирж, например, Binance или Coinbase. А вот то, что ее можно майнить — несомненный плюс.
В любом случае, явных конкурентов у проекта пока нет, команда профессиональная и не стоит на месте, их работа отличается прозрачностью, а задумки весьма интересны. Если все будет реализовано в ближайшее время и согласно поставленным задачам, есть надежда на самые радужные перспективы. Есть важное «Но!», и это отношение к криптовалюте государственных структур Китая. Возможно их запреты станут камнем преткновения не только для этого проекта, но и для многих других.
А пока вложиться в криптовалюту может и стоит, но без особых рисков. И самое главное — она заслуживает внимания, поэтому за развитием проекта нужно следить.