Что такое IPO простыми словами? Для чего оно нужно?

IPO что это простыми словами

  1. Сущность IPO
  2. Для чего нужно IPO?
  3. Этапы IPO
  4. Почему компании любят IPO?
  5. Недостатки IPO
  6. Известные IPO в истории
  7. ICO и IPO: в чем отличие?

Сущность IPO

Простыми словами, IPO – это выход эмитента на биржу. Грубо говоря, компания печатает акции, которые впоследствии могут приобрести любые желающие. Размещение их производится на одной из крупнейших площадок – например, отечественные Европлан, РуссНефть, Алроса, Русагро, вышедшие на IPO в 2017-2018 годах, размещались на Мосбирже.

Зарубежные эмитенты предпочитают размещаться на западных биржах – лидерами по IPO становятся NASDAQ, Нью-Йоркская, Лондонская и Гонконгская биржи. Некоторые компании, зарегистрированные в РФ, проводят свое IPO за рубежом – например, депозитарные расписки Тинькофф Банка можно купить на LSE, а акции Яндекса – на NASDAQ.

И да, IPO компании может осуществляться в виде размещения акций или депозитарных расписок. Что такое акции, думаю, понятно, а вот по распискам поясню. Если говорить простыми словами, то это – запись о том, что в таком-то банке хранится определенное количество акций. Сами акции лежат в банке-кастодиане, но у вас есть расписка, что вы ими владеете. С технической точки зрения это всё равно, что акции, но депозитарные расписки могут купить граждане разных стран, для которых купить акцию бывает затруднительно – например, из-за законодательных ограничений на работу с зарубежными брокерами (или просто из-за больших комиссий).

Но чаще всего IPO компании проводится в виде размещения в публичную продажу именно акций.

Как разместить акции компании на бирже?

Понятно, что на фондовую биржу попадают далеко не все ценные бумаги. Компании необходимо иметь внушительные обороты и масштабы. Чтобы поместить ЦБ на той или иной бирже, эмитенту после IPO надо пройти листинг – специальную процедуру, в ходе которой биржевая комиссия будет тщательно изучать его деятельность. Решение выносится по результатам экспертизы.

Стоит заметить, что ЦБ продает не фондовая биржа, а брокеры или дилеры. Обычно эмитент выбирает ту площадку, которая находится в его стране. Так, самая крупная фондовая платформа России – это Московская биржа.

Публичное первичное размещение акций

Публичным предложением акций называется появление ценных бумаг эмитента на рынке. С этого момента любой инвестор при желании может их купить. Несмотря на затратность Initial Public Offer, оно сполна оправдывает себя. Ведь при успешном размещении ЦБ эмитент способен привлечь бесчисленное количество инвестиций.

Для чего нужно IPO?

Для частных фирм IPO – это, во-первых, способ привлечения дополнительного капитала, альтернатива банковскому займу и облигациям. Плюс выхода на IPO заключается в том, что компании не нужно платить за пользованием привлеченным капиталом, по сути это бесплатные деньги. Конечно, по акциям платятся дивиденды – но эмитент может регулировать их размер или замораживать их выплату в сложные времена.

Во-вторых, это престиж. Компания из закрытой становится публичной. К ней приходит известность. Теперь ей становится легче привлечь и клиентов, и инвесторов, и получить финансирование.

Выход на IPO показывает, что компания вышла из статуса старта-апа и фактически стала полноценным участником рыночных отношений. Можно сказать, она стала «совершеннолетней».

Также компания сможет оказывать влияние на свою капитализацию, искусственно поддерживая стоимость акции, например, начав обратный выкуп бумаг (buyback). Или выплачивая крупные дивиденды.

Этапы IPO

IPO компании можно разделить на следующие этапы:

  • предварительный – компания проводит аудит своей деятельности, формирует отчеты, устраняет обнаруженные недочеты, заказывает оценку капитализации и т.д.;

  • заключение договора с андеррайтером – обычно это крупный межнациональный банк, который и будет занимается непосредственно выводом акций на биржу, и сопровождением IPO (кстати, именно андеррайтер выкупает первичный выпуск акций, обеспечивая им не только необходимую ликвидность, но и получая возможность заработать на разнице цен);
  • проверка должной добросовестности – так условно переводится термин Due Diligence, в ходе этой процедуры деятельность выводимой на IPO компании проверяется независимыми специалистами, чтобы избежать неприятных неожиданностей;
  • издание меморандума – это «Библия» IPO, в нем содержатся сведения о финансовом состоянии компании, количестве выпущенных акций, их начальной стоимости и т.д. (фактически меморандум служит для привлечения инвесторов и стимулирования спроса на акции);
  • выбор площадки (т.е. биржи) для размещения акций;
  • одобрение проспекта выпуска со стороны биржи, старт выездным презентациям и рекламной кампании;
  • назначение даты IPO;
  • открытие листа заявок – обычно производится за 10-15 дней до размещения, в ней фиксируются запросы от крупных трейдеров, желающих приобрести крупные пакеты акции (образуется так называемый коридор цен – т.е. максимальная и минимальная цена, по которой эмитент готов продавать акции);
  • проведение непосредственно листинга.

Удачным или неудачным будет IPO компании – зависит от желания участников рынка купить бумаги эмитента. Обычно в первый день приобретаются крупные пакеты акций, поэтому цена закрытия может быть значительно выше или ниже от границ начального коридора цен.

Что делать частному инвестору

Возможность купить акции на IPO есть и у частных инвесторов. Правда, приобрести их напрямую через андеррайтера почти невозможно: порог входа достигает миллионов рублей. В таких случаях прибегают к услугам брокеров.

Для участия в IPO надо:

1. Найти брокера и открыть у него счёт.

2. Внести сумму для инвестиций.

3. Подать заявку.

Брокер отправляет андеррайтеру общую заявку от всех желающих. Совместные вложения помогают достичь необходимого минимума, а частные инвесторы получают шанс купить акции по их первоначальной цене.

Полезная информация и никакого спама

Присоединяйтесь к нам и получайте новые идеи по рынку акций!

Ограничения

Несмотря на то, что с каждым годом первичное размещение становится доступней для неквалифицированных инвесторов, на практике купить акции на IPO получается не всегда.

Часто спрос во много раз превышает предложение.

Тогда:

● брокер может отклонить заявку или её часть;

● ограничивают круг лиц для участия, вводя новые критерии;

● организаторы увеличивают стоимость бумаг.

Доля принятых брокером заявок на покупку ценных бумаг называется аллокация. Если все желающие участвовать в IPO получают свои акции, – это сценарий полного исполнения со 100% аллокацией.

Частичное исполнение происходит при избыточном спросе и нехватке акций. В таком случае заблокированные деньги на покупку бумаг возвращаются на счёт инвестора в день IPO.

В случае, если желающих слишком много, брокер вынужден полностью отказать кому-то в удовлетворении заявок. Аллокация здесь равна нулю. Деньги вернуться на счёт с началом торгов.

Почему компании любят IPO?

К достоинствам привлечения капитала через IPO относятся:

Простыми словами, IPO компании полезно – и для престижа, и для работы. Компания фактически переходит на качественно иной уровень. Если выложить свои акции на зарубежные рынки, то фирма может смело именоваться международной.

Чем Ipo лучше других способов привлечения капитала

Привлеченный капитал акционеров – это собственный капитал фирмы, а его обслуживание всегда дешевле, чем заемного. Акционерам нужно платить только дивиденды, которые зависят от прибыли: если дела идут не лучшим образом, выплат не будет. Но если управленцы используют заемный капитал, например берут кредит в банке, то придется в любом случае платить проценты и гасить сумму займа, ведь банку все равно, по каким причинам у вас нет денег.

Плюсы и минусы IPO

Выполнение такой сложной процедуры необходимо для масштабного роста компании, популяризации ее бренда и привлечения нового капитала. После того как АО станет публичным, появится ряд преимуществ:

  1. Снизится вероятность рейдерского захвата.
  2. Возможность продать компанию на пике ее рыночной стоимости станет реальной.
  3. Это сделает потенциальные слияния и поглощения менее доступными.
  4. С помощью выпуска акций собственники могут управлять структурой уставного капитала, что сказывается на процессах управления бизнесом.

Сомнительное преимущество организации, чьи акции котируются на биржевом рынке, – обязательное подразделение обязательного аудита и внутреннего контроля, что для пользователей плюс, а для самой компании выливается в дополнительный контроль за финансовой стороной деятельности.

Главный недостаток – огромный риск, на который осознанно идут собственники и топ-менеджмент, ведь после IPO доходы могут резко упасть ввиду непредсказуемости рынка и его поведения с новым участником. Важна немалая стоимость самой процедуры, время на ее подготовку, осуществление.

Недостатки IPO

Но в то же время стоит учесть минусы публичного размещения акций:

  • это очень дорого – нужно платить за оценку активов, капитала, бизнес-процессов, непосредственно размещение акций (листинг) и т.д. – по некоторым данным, IPO обходится эмитенту в 10-15 млн долларов;
  • жесткие требования по капитализации – если компания будет оценена менее чем в 50 млн долларов, то выход на зарубежные площадки ей запрещен (при этом потраченные на оценку время и деньги никто не вернет);
  • необходимо публиковать отчеты – компания становится публичной и должна раскрывать полную информацию о себе, а это чревато многими осложнениями, в том числе дополнительными затратами, открытым «сливом» информации конкурентам, да и при малейших финансовых неурядицах придется успокаивать инвесторов или терпеть снижение капитализации;
  • придется платить дивиденды (или объяснять инвесторам, почему компания их не платит);
  • теряется часть контроля над управлением – как правило, правление оставляет за собой блокирующий пакет акций, но теперь придется считаться с мажоритарными акционерами (держатели крупных пакетов) и даже с миноритарными (которых бывает очень много).

Но все эти минусы с лихвой перекрываются плюсами. Так что если компания может выходить на IPO – она стремится это сделать.

Упрощенный вариант — покупка ETF на IPO

Если вышеперечисленные недостатки вас отпугнули, не спешите отказываться от участия в IPO совсем. Существуют низкорисковые активы, которые можно покупать на IPO. К ним относится в первую очередь ETF. ETF — это биржевые инвестиционные фонды, которые отлично подходят для пассивного инвестирования. Купив такие активы на IPO, инвестор сразу получает диверсифицированный портфель — в ETF входят акции различных компаний. ETF — инструмент со сниженными рисками, и вероятность финансовых потерь здесь очень мала. Зато инвестор также получает право на дивиденды — точно такое же, как при покупке обычных акций.

Подробнее о дивидендах и их расчете читайте в статье: «Дивиденды: расчет, порядок выплат, выбор акций».

Известные IPO в истории

Первое в истории официально зарегистрированное публичное размещение акций состоялось в 1288 году – финансирование получила добывающая медь компания из Швеции под названием Stora Kopparberg (сейчас – Stora Enso).

Самым крупным IPO стало размещение бумаг компанией General Motors в 2010 году на NYSE. GM привлекла 23,1 млрд долларов. На втором месте идет IPO ABC, которой на этом в 2010 году удалось заработать 22,1 млрд долларов. Среди IT-компаний рекорд принадлежит Facebook. В 2012 году соцсеть привлекла через IPO 18,4 млрд долларов.

Итальянский концерн ENEL SpA долгое время был лидером IPO по объему привлеченных средств (в 1999 году ему удалось привлечь 16,5 млрд долларов), но вскоре из-за небольших объемов он был выведен с NASDAQ.

Первое российское IPO , стало главным разочарованием инвесторов. Прогнозировалось, что акции компании ВТБ подрастут за год на 20-40%. Однако вместо этого за 22 месяца цена акций упала на 88% с рекорда в 17,5 копеек (такая цена была только в первый день) до минимума в 1,9 копейки.

Наиболее успешным российским IPO стало размещений акций Мосбирже на самой Мосбирже. Ей удалось продать свои акции на 15 млрд рублей, а котировки за год повысились на 20%.

Одной из наиболее растущих бумаг стали акции Алибабы. В день размещения они подорожали на 192%.

ICO и IPO

Сейчас появилась альтернатива IPO – так называемые ICO (первичное размещение токенов). Простыми словами, это то же IPO, только привлечение средств производится за счет криптовалюты. Вознаграждением инвесторов становятся не акции, а токены – электронные монеты, которые можно обменять на реальные средства на специальных криптовалютных биржах.

Механизм ICO в целом схож с IPO компании, но гораздо менее прозрачен. Поэтому часто появление мошеннических схем, когда разработчики привлекают финансирование, но не выпускают продукт.

Поэтому инвесторам, которые не любят большие риски, лучше уделить внимание классическим IPO. Приобретение акций по стартовой цене может стать хорошим вложением, если компания оправдает ожидания инвесторов и будет демонстрировать хорошие финансовые показатели.

Pre-IPO вместо IPO

IPO очень популярны, но из-за этого их участникам просто не хватает акций.

Решением этих проблем стало pre-IPO, то есть инвестиции в частные компании еще до их выхода на биржу. Главное преимущество — можно получить столько акций, сколько запрашиваешь. В то же время, это инвестиции на позднем этапе развития компании, следовательно, шанс ее банкротства тоже низкий. Кроме того, это инвестиции только в те компании, которые имеют большие шансы провести IPO. Единственным недостатком pre-IPO по сравнению с IPO является более длительный срок инвестиции — не несколько месяцев, а в среднем 1-3 года.

Инвестировать в американские компании в стадии pre-IPO можно на платформе United Traders. Во-первых, эта компания работает с 2009 года и доказала свою добросовестность. Во-вторых, на ее сайте доступны для инвестиций только наиболее перспективные компании. В-третьих, у United Traders низкая минимальная сумма инвестиций — всего $10. Пожалуй, данная компания является самым подходящим способом для новичков.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: